Рубль укрепляется к основным валютам на фоне роста нефтяных цен — на Московской бирже сейчас за доллар дают чуть менее 77 рублей, евро торгуется в районе отметки 83 рублей.

Фьючерсы на смесь Brent в Лондоне уверенно преодолели отметку в 34 доллара за баррель на сообщениях о том, что онлайн-конференция ОПЕК+ состоится 6 апреля. На ней будет обсуждаться новое соглашение.

Реакцию валютного рынка и перспективы предстоящей встречи ОПЕК+ Business FM обсудила с руководителем операций на валютном и денежном рынках Металлинвестбанка Сергеем Романчуком.

— Думаю, в такой ситуации встреча должна закончиться каким-то коммюнике, прогрессом, потому что все понимают, что в противном случае нефть ждет очередное падение на какие-нибудь 30-40% в силу того, что уже сейчас, по сути дела, в цену заложено, что какая-то договоренность будет, либо будет обозначена перспектива этой договоренности. Помним прекрасно, как во вчерашний день, когда Twitter Трампа выдал инсайт немножко в исковерканной форме, но, так или иначе, рынок на это отреагировал бурным ростом.

— До 36 долларов прямо.

— Да. И вот сейчас Brent чуть ниже 33, что, в общем, показывает, что, по сути дела, практически информация о том, что сокращение порядка 10 млн баррелей в день по добыче нефти в мировом масштабе должно быть достигнуто. То есть практически мы находимся всего лишь чуть ниже по нефти — это уровень пика, который был вчера на этом твите, притом что пока это соглашение не достигнуто и мы понимаем все технические, технологические трудности его достижения. Но, мне кажется, у производителей нефти нет просто другого выхода, иначе эти цены, которые по ряду сортов и в ряде регионов доходили до нуля и были отрицательными, они, в общем-то, чреваты практически для всех сортов и для всей нефти, потому что, по оценке аналитиков, в апреле превышение предложения над спросом порядка 15 млн баррелей. И естественно, что такой большой дисбаланс, если при этом сохраняется ценовая война, двигает цены практически в ноль. Сокращать поэтому производство нефти придется, так или иначе. Если это сделать в соответствии с договоренностями, то цены будут 35 долларов за баррель, а если, так сказать, вынужденно, в ценовой войне, то будет 5 долларов за баррель.

— Поговорим про российскую валюту и вообще про российскую экономику. Сегодня достаточно тревожную цифру озвучила Эльвира Набиуллина. Она сказала, что месяц простоя российской экономике будет 1,5-2% ВВП в этом году. То есть, как это сейчас принято говорить, отрицательный рост будет наблюдаться.

— Да, но вы знаете, кажется, это очень оптимистичный прогноз. То есть скорее это будет стоить больше годовых темпов роста, потому что, если всего лишь на 1,5%, по сути, это будет около нуля рост годовой, хотя большинство экономистов сейчас уже делают оценки, что Россия, конечно же, продемонстрирует отрицательные темпы экономического роста, и скорее это будет по году где-нибудь в районе минус 3, если дело ограничится каникулами до конца апреля.

— Скажите, развенчана легенда о том, что рубль отвязался от нефти окончательно, то, что мы можем наблюдать сейчас?

— Знаете, это не отвязка как таковая окончательная от нефти, это как бы ожидаемое поведение рубля с учетом бюджетного правила, введенного в 2017 году. Мы видели, что эта отвязка была, когда нефть росла, отвязка заключается просто в меньшей реакции на нефть и в большей зависимости курса от других величин, внешних факторов. И все это потоки капитала, которые, соответственно, связаны с тем, в какой фазе находятся глобальные инвесторы по принятию риска. И поэтому мы видели колебание доллара к рублю без непосредственной привязки к нефти в прошлом году, в этом совпало, по сути дела, когда нефть бурно падала. Одновременно с этим инвесторы выходили из всех развивающихся рынков, и не только рубль на 10% упал, норвежская крона больше даже упала, мексиканский песо больше упал. Но это был однодневный всплеск гигантской волатильности. Безусловно, фундаментальная зависимость остается, просто она становится меньше, и вот нивелировать, отнимать эту волатильность существующую курсовая политика ЦБ позволит до тех пор, пока мы не приблизимся к какому-то заметному уменьшению резервов, но до этого пока очень и очень далеко. И очевидно, что на несколько месяцев их хватает, и поэтому рубль как бы отвязался от нефти.

Глава ЦБ Эльвира Набиуллина в ходе онлайн пресс-конференции 3 апреля заявила, что регулятор при операциях по продаже валюты действует в рамках бюджетного правила и не пытается влиять на курс рубля.

Накануне Центробанк продал на внутреннем рынке валюту на сумму почти 16 млрд рублей, следует из данных на сайте регулятора.