В российской экономике зафиксирован взлет оптимизма
Январские производственные планы российских предприятий на февраль-март улучшились по сравнению с декабрьскими на 52 пункта. Впервые за время кризиса руководители предприятий заговорили о возможности прекращения увольнений и начале приема на работу
Читать на полной версииДинамика продаж и оценки спроса позволили предприятиям в новом году сохранить рост выпуска, а прогнозы спроса, подкрепленные портфелем заказов, свидетельствуют о формировании самых массовых надежд на выход из кризиса. И впервые за время кризиса руководители предприятий намерены прекратить увольнения и начать наем работников.
По данным Росстата, индекс промпроизводства в декабре 2009 года к декабрю 2008 года составил 102,7% (ноябрь к ноябрю — 101,5%), а в целом за 2009 год — 89,2%. В декабре 2009 года по отношению к ноябрю 2009 года рост составил 5%.
Эти сухие цифры получили самые разноречивые отклики экономистов. Так, по расчетам Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), восстановительный рост в промышленности в конце года приостановился. Прозвучали и более жесткие оценки. Например, известный экономист Андрей Илларионов заявил в интервью Business FM, что происходящее является «отражением той макроэкономической политики, которая проводилась властями в предкризисный период и которая привела к экономическому кризису». При этом он сделал вывод, что вполне возможно, экономический рост, который давал некий лучик надежды в течение прошедшего года, может угаснуть из-за действий властей.
Как указывают многие эксперты, ограниченность показателей официальной статистики по-прежнему затрудняет понимание действительного положение дел в российской промышленности. К тому же, конец года традиционно является сложным календарным периодом для перспективных оценок в экономике.
Поэтому тем интереснее для прогнозирования предстоящего сценария развития становится первая статистика, которая начала появляться в конце января, когда значительная часть промышленности уже начала набирать обороты после новогодних каникул.
По данным последнего исследования лаборатории конъюнктурных опросов Института экономики переходного периода (ИЭПП), в январе российская промышленность продолжила выход из кризиса.
Так, в текущем месяце спрос на промышленную продукцию после очистки от сезонности впервые в ходе текущего кризиса перестал снижаться: доля сообщений о снижении продаж сравнялась с долей сообщений о росте. Впрочем, улучшение динамики спроса по сравнению с IV кварталом 2009 года незначительно и примечательно лишь тем, что вышло в «окрестность» нуля. При этом исходные данные вполне адекватно отразили всероссийские декадные каникулы, показав снижение «неочищенного» баланса ответов на 8 пунктов до нормального январского уровня, регистрировавшегося в 2002–2008 годах. Таким образом, январская динамика спроса вполне сопоставима с докризисной.
Подтверждает этот тезис и удовлетворенность объемами спроса. В январе доля нормальных оценок увеличилась сразу на 10 пунктов и достигла в целом по промышленности 42%, что стало кризисным максимумом данного показателя. В пищевой отрасли удовлетворены продажами 73% предприятий, в металлургии — 56%, в химии — 49%.
«Похоже, январь оказался не таким провальным для российской промышленности, как можно было ожидать по прогнозам ноября-декабря» — заявил BFM.ru заведующий лабораторией конъюнктурных опросов Сергей Цухло.
К тому же, прогнозы спроса претерпели в январе самые существенные в ходе текущего кризиса положительные изменения: они улучшились по исходным данным на 48 пунктов (с -26 до +22), а по очищенным от сезонности — на 11 пунктов (с +1 до +12). То есть по всем данным показатель достиг кризисного максимума и свидетельствует о самых массовых в российской промышленности надеждах на выход из кризиса.
По словам Сергея Цухло, в январе 2010 года промышленное производство продолжило рост с прежней интенсивностью. Конечно, данные показывают в январе сокращение выпуска, но такое же, как бывало в январях 2002–2008 годов, и в два с половиной раза меньшее, чем в январе 2009. Иными словами, и динамика выпуска начинает приходить в норму вслед за спросом. На отраслевом уровне снижение выпуска (после сезонной очистки) отмечено в январе только в стройиндустрии, леспроме и легкой промышленности.
Январские производственные планы предприятий на февраль-март улучшились по сравнению с планами, зарегистрированными в декабре, сразу на 52 пункта.
«Такого резкого взлета оптимизма по исходным данным опросы за 1992–2010 годов еще не отмечали ни разу. Очистка от сезонности существенно скорректировала рост этого показателя (до 10 пунктов), но результат все равно получился достойный», — констатирует экономист, уточняя, что на сегодня снижение выпуска предполагается только в черной металлургии и стройиндустрии.
Рост оптимизма планов выпуска имеет в промышленности вполне определенную основу. По данным предприятий, новый год начался с активного наполнения портфеля заказов, обеспеченность которыми возросла за квартал с 4,9 до 7,2 месяцев, вернувшись таким образом к докризисному уровню (январь 2006 год — 6,7, 2007 год — 6,7, 2008 год –- 7 месяцев).
Самых больших успехов по сравнению с кризисным январем 2009 года пока удалось добиться машиностроению: сейчас предприятия отрасли обеспечены работой на 9 месяцев, что выше уровня 2009 года на 2,5 месяца и превосходит январи 2008 и 2007 годов. Металлурги имеют работу на 8 месяцев и на 4,4 месяца обеспечены работой химики нефтехимики, хотя они вышли «в плюс» пока только к 2009 году. Пищепром занимает сейчас формально четвертое место с 3,7 месяцами, а леспром заявляет о наличии заказов на 3,2 месяца. В пику им легкая промышленность и стройиндустрия имеют самые низкие абсолютные уровни и никаких успехов даже по отношению к 2009 году.
Ценовая политика предприятий в начале 2010 года формируется под влиянием роста спроса на производимую продукцию и традиционного новогоднего всплеска цен и тарифов. То есть в январе 2010 года умеренное снижение цен ноября-декабря сменилось довольно интенсивным ростом. Это стало уже второй кризисной попыткой производителей проверить свою рыночную силу. Первая –- в августе-октябре –- оказалась не очень удачной. И пока сложно сказать, насколько у предприятий получится реализовать эти планы.
Предприятия готовы набирать работникам и больше им платить
Ранее Росстат опубликовал данные, согласно которым численность уволенных работников в декабре достигла наибольшей величины за 2009 год, хотя и была ниже на 15%, чем в декабре 2008 года. Всего в декабре прошлого года было уволено 616,5 тысяч человек (в ноябре 2009 года — 479,8 тысяч, а в декабре 2008 года — 724,5 тысяч человек).
Эти цифры насторожили многих экономистов и социологов. Тем более, что, как свидетельствовали опросы ИЭПП, интенсивность увольнений в промышленности в январе не отличалась от декабрьской и была близка к уровням, регистрировавшимся в течение девяти кризисных месяцев.
Но одновременно кадровые планы предприятий претерпели в январе самые существенные изменения. За месяц баланс намерений из резко негативного (-25 пунктов) стал определенно позитивным (+7) и достиг кризисного максимума.
«Российская промышленность впервые в ходе текущего кризиса заявила о желании отказаться от увольнений и перейти к найму работников. Самый массовый наем работников возможен в пищевой (+32 балансовых пункта), легкой (+25) и химической (+10) отраслях», — надеется Сергей Цухло.
К тому же сокращения численности работников и позитивная динамика основных индикаторов промышленности позволяют предприятиям выправлять ситуацию с оплатой труда. В начале 2010 года на нормальный уровень зарплат рабочих и ИТР вышли в российской промышленности 49% предприятий. Для сравнения, до кризиса этот показатель превышал, как правило, 50% и даже доходил до 60%, а доля предприятий с недостаточным уровнем зарплат (ниже нормы) составляла тогда около 40%.
Сейчас же последний показатель опустился с кризисного максимума в 59% (II квартал 2009 года) до 47%. В январе 2010 года больше всего предприятий с нормальными зарплатами зарегистрировано в металлургии (70%), пищевой промышленности (65%) и химии (58%). А в легкой промышленности и стройиндустрии таких меньше — всего 37%.