Владимир Путин продлил нерабочие дни. Выживет ли бизнес еще месяц?
«Таких средств у многих бизнесов нет. Если нет поступлений текущей выручки, бизнесы не могут платить зарплату», — говорит политолог Георгий Бовт
Читать на полной версииПрезидент Владимир Путин продлил нерабочие дни до 30 апреля с сохранением зарплаты. В своем обращении он сказал, что, если ситуация позволит, нерабочие дни могут закончиться раньше 30 апреля.
Выживет ли бизнес в таком режиме еще месяц без работы? Ситуацию комментирует политолог Георгий Бовт.
— В общем-то, уже ожидалось продление нерабочего режима, но здесь главное с сохранением зарплаты. И опять-таки главное, а кто эту зарплату будет платить?
— Таких средств у многих бизнесов нет. Если нет поступлений текущей выручки, бизнесы не могут платить зарплату, отправить, скажем, людей в отпуска вместо выходных. Не очень понятно, как это будет с юридической точки зрения выглядеть, но еще менее понятно, как с юридической точки зрения будет выглядеть, если бизнес банкрот и платить ему нечем. Сейчас подать заявление о банкротстве нельзя, поскольку введен полугодовой мораторий , а вот как по факту это будет происходить, никто не знает. Никаких мер, собственно, предложено не было ни президентом, ни пока что и правительством тоже. Деньги откуда должны взяться? Я не знаю откуда. Хотелось бы получить разъяснения от правительства, но мне кажется, что пока плана такого действия у правительства нет, во всяком случае не просматривается.
— На сегодняшний день речь идет именно о том, что с сохранением зарплаты продлевается нерабочее время. На ваш взгляд, нужно как-то это законодательно регулировать или возможно тоже решить указами и постановлениями правительства?
— Законодательно тут как бы нет никакого регулирования пока, вопрос открытый. Например, что делать? Можно сохранять зарплату. А если бизнесмен скажет, что я увольняю вас через две недели, как это положено, и все? Запрета-то на увольнение нет. Придется выплачивать компенсацию согласно Трудовому кодексу и так далее. Но в обмен на неувольнение, например, может быть заключено неформальное соглашение, что человек отказывается от зарплаты или идет на сокращенную зарплату, тут возможны всякие неформальные договоренности.
— То, что очень важно в обращении президента — это то, что фактически на откуп регионам дается вопрос конкретизации карантинного режима. То есть все ожидали введения режима ЧС, но он не введен, и получается, что очень много полномочий дается регионам. А как вот, на ваш взгляд, они будут этим пользоваться? Возможно ли региональное введение режима ЧС, будут ли закручивать и перекручивать гайки. Если взять, например, Карелию, там остановили общественный транспорт, не знаю, насколько это необходимо. В Забайкалье и Якутии запретили продавать алкоголь. Что будут делать регионы?
— Ну, если сейчас захотеть устроить какую-нибудь новую русскую революцию, то две вещи, которые надо сделать, — это запретить алкоголь и, второе, наверное, еще запретить продажу табака. Все остальное уже само пойдет в течение ближайших недель. В Забайкалье, я думаю, мы увидим бунты через какое-то время. Не хочу оказаться пророком, но либо они отменят это безумие, либо столкнутся с острым социальным кризисом, который перерастет в политический. Что касается других мер, то, как я услышал президента и по интонации, и по словам, я это понял как призыв отказаться от перегибов на местах. Это прямо не было сказано, но, в общем, призыв такой умерить некоторую дурь, как, например, в некоторых регионах хотели уже сажать на карантин водителей [грузовых перевозок] на 14 дней. Это вообще чем надо думать просто?
На тему, как еще месяц платить зарплату неработающим сотрудникам, рассуждает вице-президент РСПП Игорь Юргенс.
— Как теперь быть бизнесу? То есть еще месяц не работать, еще месяц платить зарплату неработающим? Есть ли у бизнеса сегодня такая возможность?
— Такой возможности у многих в бизнесе нет. Системообразующим обещали оказать помощь, я так понимаю. Вчера прозвучала цифра 1,3 трлн рублей. Это достаточно существенная поддержка, но она, безусловно, неадекватна тому размаху проблем, который перед нами стоит. У системообразующих, которые определены по определенному списку, и там, насколько я помню, около 600 предприятий, возможно, ситуация будет легче. Но для частных предприятий, которые несут все бремя, фонд оплаты труда на себе, не зарабатывая в настоящий момент, а иногда и теряя, — здесь большой вопрос возникает. Сейчас пока просто произведена декларация того, что еще 30 дней сидите, без деталей. А вот как сидеть и как это все оплачивать? Те предприятия, которые продолжают как-то функционировать, платят с фонда оплаты труда те же налоги, которые пока не сократили, и социальные, и остальные, поэтому разрыв кассовый будет. И что с этим делать, я себе не очень представляю.
— Как-то настораживает, что нет каких-то общих и универсальных правил, даже в Москве, где как-то более-менее все должно быть ясно, понятно, демократично и либерально. Есть указ о штрафах, но до сих пор так и непонятно, кого будут штрафовать и за что.
— Я вам сейчас на этот вопрос ответа четкого не дам. Замах был неплохой. QR-коды, которые ты получаешь через соответствующие гаджеты, или со своего айфона, или даже больше по СМС. Пока по состоянию на сейчас мы пытались зайти своей организацией, лицам, которые обязательно должны быть на работе, потому что они осуществляют, например, выплаты по ОСАГО и регистрацию полисов ОСАГО для всех, этих людей нельзя сейчас посадить. Короче, мы попытались зайти на mos.ru по этим QR-кодам, пока у нас ничего не получается, могу это сказать официально. И это довольно печально, потому что указ вышел, там есть пункт Е — лица, осуществляющие организацию, расчеты и платежи. Но я не думаю, что сотрудник ДПС или росгвардеец будет изучать устав. Если ты ему будешь говорить про пункт Е, я думаю, что это не та история. В то же время нам сообщают, что в Татарстане по СМС работают. Отсылаете СМС, и вам присылают на любой гаджет какого-то рода QR-код, который вам позволяет ходить по территории Казани и других субъектов. Поэтому от интернетизации тоже очень многое зависит, это будет большая проверка Минцифры.
Также 2 апреля Сергей Собянин ввел штрафы для нарушителей самоизоляции. Ранее соответствующий закон одобрила Мосгордума. По нему жителям Москвы, нарушившим режим самоизоляции, грозит штраф до 5 тысяч рублей, а юридическим лицам — до 500 тысяч рублей.
Однако кого это касается, кто должен работать, а кто нет, не понимают даже члены столичного парламента. Ситуацию комментирует член комиссии Мосгордумы по градостроительству, госсобственности и землепользованию Екатерина Енгалычева.
— Есть такие списки запрещенных или разрешенных работ и профессий, как определиться людям?
— Это, на самом деле, непонятно даже нам было при принятии этих поправок, именно об этом мы и говорили. На сегодняшний день получилось, что мы вчера принимали закон, по сути, вслепую. Согласно ему, вот этим поправкам, получается, идет введение новых огромных штрафов. При этом четко прописано, что эти штрафы будут взиматься за невыполнение гражданами требований нормативно-правовых актов города Москвы. То есть это означает, что мы теперь все должны следить, ловить эти указы мэра, которые, да, он их дает, то один, то другой на неделе. То есть наша задача теперь следить за этими нормативными актами, за этими указами мэра. И читать внимательно их, потому что те поправки, которые вчера приняты, как раз дают возможность мэру в этих актах прописывать всех тех, кого штрафовать будут, кого не будут. Дальше из того, что мы слышали, из того, что даже сейчас дается в СМИ: представитель «Единой России» Щитов как раз-таки говорит одно, председатель Московской городской думы Шапошников говорит другому изданию СМИ совершенно другое. То есть один говорит, что будут только тех, кто болеет коронавирусом, штрафовать, Шапошников в интервью другому изданию говорит о том, что нет, всех москвичей будут штрафовать. То есть ситуация на самом деле нездоровая абсолютно. Нужно было сначала четко разработать правила, четко, чтобы мы понимали, кто штрафует, как будет это все осуществляться. Особенно нас, например, интересовал вопрос, как по камерам, например, будут штрафы выписываться? То есть, получается, без человека. Кто-то где-то составит этот штраф. А как его обжаловать, если это ошибка произошла? Не будет ли вообще злоупотребление со стороны полицейских? Вопросов масса. Бегом-бегом поправки приняты, а вопросов остается огромное количество.
После видеообращения президент подписал указ о мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением коронавирусной инфекции.
Между тем мэр Москвы Сергей Собянин отложил введение в городе пропускного режима, связанного с профилактикой распространения коронавирусной инфекции. Об этом он написал на своем сайте. «Опыт первой нерабочей недели показал, что пока такой необходимости нет. Большинство жителей города добросовестно выполняют требование оставаться дома», — написал Собянин.