Президент намекнул на недопустимость перегибов на местах. Комментарий Георгия Бовта
В обращении Путина можно усмотреть попытку одернуть некоторых ретивых региональных начальников, которые при минимальном или вообще еще нулевом числе заболевших вводят жесткие карантинные меры
Читать на полной версииПрезидент России Владимир Путин выступил уже со вторым обращением к гражданам на тему эпидемии коронавируса. По словам российского лидера, пик кризиса еще не пройден, поэтому ограничительные меры должны быть продлены.
При этом в каждом субъекте Федерации местные власти будут сами решать, к каким мерам для борьбы с распространением вируса прибегать. Нерабочие дни с сохранением зарплаты продлены в стране до 30 апреля. Правда, Путин оговорился, что в случае улучшения ситуации эти сроки могут быть сокращены. Как оценивать выступление президента?
В отличие от первого обращения президента на тему эпидемии 25 марта во втором, более коротком, Путин не стал говорить о мерах экономической поддержки граждан и бизнеса, прежде всего задействованного в отраслях, в наибольшей мере пострадавших от карантина. Разработка таких мер — прерогатива правительства.
А промедление с этой разработкой, скорее всего, вызвано тем, что у правительства пока просто нет даже приблизительного представления обо всех последствиях эпидемии с точки зрения экономики и, соответственно, соображений о том, кого надо будет спасать и кого спасти будет вообще возможно.
Главным неприятным обстоятельством является то, что правительство пока не очень представляет, видимо, какими возможностями оно будет располагать через пару месяцев. Ведь на фоне катастрофического падения цен на нефть доходы бюджета уже резко сократились. Бюджет придется, скорее всего, корректировать и урезать.
Практически во всех развитых и даже не очень развитых странах карантинные меры сопровождаются массированными мерами поддержки как пострадавшего бизнеса, так и напрямую граждан, включая прямые выплаты неработающим, субсидирование большей части фонда зарплат частным предприятиям, кредитные каникулы, госгарантии малому и среднему бизнесу по кредитам и даже отмену на два-три месяца жилищно-коммунальных платежей ЖКХ.
В странах ЕС и в США объемы пакетов помощи варьируются от 10% до 20% ВВП (как в Германии). В России пакет помощи пока потянул менее чем на 0,5% ВВП. При этом, кроме резкого сокращения доходов бюджета, у нашей страны существуют также существенные ограничения по внешним заимствованиям, в том числе из-за санкций. Так что ответ на вопрос о том, за чей счет будет проведен «выходной апрель», уже напрашивается: в основном за счет самих «отдыхающих».
Понимание серьезности экономической ситуации нашло свое отражение в обращении президента. По сути, в нем содержался тот же месседж, который ранее донесла до региональных властей вице-премьер Татьяна Голикова, призвавшая искать баланс между карантином и сохранением какой-то экономической активности.
В этом плане в обращении Путина можно усмотреть еще и попытку одернуть некоторых ретивых региональных начальников, которые при минимальном или вообще еще нулевом числе заболевших вводят самые жесткие карантинные меры. Жестче даже, чем в Москве, вплоть до того, что в ряде регионов полностью останавливают общественный и частный транспорт, а где-то собирались сажать на двухнедельный карантин водителей межрегиональных перевозок.
Путин же подтвердил, что работу должны непременно продолжать органы власти, предприятия с непрерывным производством, медицинские учреждения, аптеки, магазины товаров первой необходимости и все службы жизнеобеспечения, в том числе осуществляющие срочные ремонтные работы. С другой стороны, он предоставил региональным властям право разрешать работу и другим предприятиям и организациям.
Региональным властям, таким образом, предоставляется непривычно большая доля ответственности и самостоятельности. Российский федерализм получил неожиданный пинок от коронавируса. С губернаторов спросят уже потом, в зависимости от результатов борьбы с эпидемией.
Ситуация в Москве была отмечена особо. Было сказано, что, несмотря на жесткие меры, пока сдержать развитие эпидемии не удалось. В отличие от предыдущего обращения, при этом не прозвучало никакой оценки принимаемых карантинных мер. Зато прозвучала мысль касательно всех регионов, которую можно понять как предостережение от перегибов на местах.
Региональным чиновникам предписано до конца текущей недели утвердить конкретный набор профилактических мер, которые, как уточнил президент, должны быть оптимальны только для их территории «как с точки зрения обеспечения здоровья, безопасности людей, так и устойчивости экономики и ключевой инфраструктуры».
Решения же об ограничении деятельности системообразующих предприятий должны будут дополнительно согласовываться с федеральными властями. Таким образом, можно надеяться, что в рамках страны начнет, наконец, выстраиваться более целостная и гибкая в то же время система борьбы с пока нарастающей эпидемией.