«Вымирание наиболее слабых игроков». В США обанкротился производитель сланцевой нефти
Долг компании Whiting Petroleum составил более 2 млрд долларов. Финансовые проблемы у нее начались давно, но из-за ситуации в мире значительно ухудшились. Положит ли это начало череде банкротств в отрасли?
Читать на полной версииОбновлено в 12:09
Нефть устремилась вверх. Баррель марки Brent в моменте прибавлял почти 9% и стоил около 28 долларов. Позитивное влияние на рынок оказало сообщение The Wall Street Journal о том, что Дональд Трамп 3 апреля планирует встретиться с главами крупнейших нефтяных компаний и обсудить меры поддержки отрасли.
Тем временем американский производитель сланцевой нефти Whiting Petroleum подал на банкротство. Энергетическая компания 1 апреля должна была выплатить долг в размере 262 млн долларов. В общей сложности долг компании составляет больше 2 млрд долларов, Whiting Petroleum хочет выплатить его, обменяв его на 97% своих акций.
Финансовые проблемы компании начались давно, в последнее время ситуация усугубилась из-за падения цен на нефть и пандемии коронавируса. Можно ли сказать, что это станет трендом и могут последовать и другие банкротства сланцевых компаний или их консолидация? Комментирует ведущий аналитик Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков.
— Системной значимостью, может быть, этот конкретный случай действительно не обладает, там десятки нефтегазовых компаний. В России отрасль гораздо более консолидирована, чем там, тем более сланцевую революцию делали небольшие компании. В предыдущие скачки цен, конечно, произошло укрупнение отрасли, тем не менее множество компаний в США сохранились. И сейчас начинается процесс вымирания наиболее слабых игроков. Дальше, я думаю, мы увидим при нынешних ценах довольно много и банкротств, и поглощений. Основная проблема, которая сейчас присутствует на рынке, это существенное превышение предложения над спросом — 15-20 млн баррелей в сутки, как в апреле прогнозируют. Здесь ничего не поможет — ни соглашения, ни дотации, все равно это будет сохранять цены на нефть на очень-очень низком уровне. Не зря Трамп начинает такую челночную нефтяную дипломатию.
— Сейчас пишут, что в России производство бензина становится в свете всех событий дороже, чем в Белоруссии и в Европе. Справедлива эта оценка?
— Я думаю, что нет, по крайней мере в Белоруссии. Если посмотреть отчетности НПЗ, того же Новополоцкого НПЗ, то они еще в 2018 году были убыточным предприятием. А в 2019-м и 2020 году были новые шаги налогового маневра, то есть нефть для них дорожала, поэтому я думаю, что в той же самой Белоруссии не выгоднее производить бензин, чем в России. Тем более если даже белорусам сейчас заключить договоры на поставку и 2 млн тонн нефти в месяц, все равно им выгоднее будет отправлять его, например, на украинский рынок, там цены все равно выше, чем в России, поэтому в Россию массовый поток белорусского бензина, я думаю, не пойдет. Плюс в России у государства есть достаточно инструментов для того, чтобы поднять рентабельность переработки и реализации нефтепродуктов на внутреннем рынке.
Белоруссия планирует купить в России в апреле 2 млн тонн нефти по цене 4 доллара за баррель, сообщает БелТА со ссылкой на премьер-министра Румаса. По его словам, Минск будет покупать нефть без премии.
Что будет с российским бензином? Россия может начать импорт из-за рубежа, поскольку бензин в Европе намного дешевле из-за упавших цен на нефть. Правда, в Минфине сообщили газете «Коммерсантъ», что такой вариант пока не рассматривается.
Российские компании не могут снизить цены, так как выплачивают отчисления в бюджет по демпферу, а его корректировка — болезненная тема. Это приведет к сокращению доходов бюджета, которых сейчас и так мало. Ситуацию комментирует директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов.
Алексей Громов директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов «В моменте технически мы имеем ситуацию, когда нефтепродукты в Европе стоят дешевле, чем в России, просто в силу особенности сложившейся практики ценообразования и налоговой системы, которые существенно отличаются у России по сравнению с большинством европейских стран. Поэтому наши цены на бензин малочувствительны к динамике мировых цен на нефть, которые сегодня опустились на беспрецедентно низкие уровни. Почему наше правительство сейчас опровергает любые заявления, появившиеся в прессе, о том, что возможны закупки бензина из-за рубежа? Просто потому что в России существуют запасы товарных моторных топлив, достаточные для удовлетворения потребностей российской экономики как минимум в течение нескольких месяцев. Думаю, что если такая удивительная негативная ситуация на рынке сохранится в течение двух-трех месяцев, Россия без проблем закроет эту ситуацию за счет распродажи тех запасов бензина, которые в стране существуют. Другое дело, если эта ситуация будет носить долгосрочный характер. У меня большие сомнения насчет того, что рынок нефти, начиная с периода завершения тотальной карантинизации мировой экономики, — надеюсь, она закончится в апреле-мае, — сохранится на таких экстремально низких значениях цен. Будут, скорее всего, приняты определенные решения, возможно, будут какие-то новые форматы договоренностей между нефтедобывающими странами и так далее, чтобы цены на нефть вернулись к адекватным значениям».
Между тем экспортная цена российской нефти Urals стала отрицательной, и поставщики беспокоятся, что продолжительный период низких цен будет способствовать нулевой или даже отрицательной доходности продаж нефти в России. Однако, в отличие от эталонного сорта Brent, Urals не торгуется на бирже самостоятельно, и такие ценовые выбросы иногда случаются, говорят аналитики.