В Кремле назвали восстановлением справедливости налог на проценты с вкладов свыше 1 млн рублей. Так сказал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, отвечая на вопросы журналистов.

— У подавляющего большинства граждан, которые имеют счета в банках, на них меньше миллиона рублей. Граждане, которые имеют банковские счета миллион рублей и выше, я специально сейчас не буду называть цифру, потому что я знаю, что там высказывались разные цифры, но они исчисляются в нескольких процентах. И эти граждане, которые в нескольких процентах, получали проценты со своих вкладов, которые, кстати, до сих пор, несмотря на все кризисные проявления в РФ, рублевые вклады весьма привлекательны. Они гораздо более привлекательны, чем отрицательные ставки, которые уже победоносно шагают по европейским банкам. И в этих условиях эти граждане не платили никакие налоги на проценты, которые получали в банке. Это несправедливо. И учитывая объемные программы помощи, которые уже объявлены, которые будут объявлены для бизнеса, для тех, кто столкнулся с трудной жизненной ситуацией и так далее, президент посчитал необходимым восстановить эту справедливость и подвергнуть налогообложению в 13% эти банковские дивиденды.

— Миллион рублей — речь именно о вкладе, а не о дивиденде?

— Речь о процентах с вклада.

— То есть миллион рублей — это процент, а не размер вклада?

— Если у вас на счету лежит миллион рублей и вы получаете 10% в банке, то вы получаете 100 тысяч рублей в год проценты от вашего вклада. Раньше эти 100 тысяч рублей не облагались налогом. Теперь имеется в виду, что со 100 тысяч вы заплатите 13%, то есть 13 тысяч рублей.

— Если тогда верить официальной статистике, таких вкладов чуть ли не 50% или даже больше.

— Это неправильная статистика.

— А сколько по статистике, которой доверяет Кремль, таких вкладов сейчас?

— В любом случае это менее 10%.

— Статистика о 55% таких вкладов — это статистика АСВ, не частной конторы.

— Ясно. Я говорю о тех цифрах, которые говорили руководители правительства на позавчерашнем многочасовом совещании у президента, и тех цифрах, которые были подтверждены ЦБ. Вы еще не забывайте, что, например, Иванов, Петров или Сидоров могут иметь десять счетов в банке по миллиону рублей. Это же один вкладчик. Речь идет об одном конкретно взятом счете, ни о какой совокупности речи не идет.

— Если бы эта мера с вкладами не была применена, то у государства не хватило бы денег для поддержки пострадавших слоев населения?

— У государства достаточно средств, возможностей и финансовых, и технических, технологических для того, чтобы оказать поддержку тем, кто может попасть в нелегкую жизненную ситуацию, будь то физический вид или юридический вид. В такие моменты, безусловно, очень важно восстановить баланс справедливости в экономической сфере. И это скорее один шаг на этом пути.

— Это временные меры или постоянные?

— Президентом они не были названы как временные.

— То есть кризис закончится, а новые налоги останутся?

— Налоги на те деньги, которые выводятся за границу, да.

— А на вклады?

— В выступлении президента эти меры не были ограничены какими-то сроками или прекращением каких-то кризисных заявлений, президент каких-то сроков не обозначил.

— Во вчерашней речи, возможно, даже было какое-то внутреннее ожидание того, что президент скажет о ЧС в стране. Президент этого не сказал. Тем не менее отдельные главы государств, когда выступали с обращением к нации, заявляли именно об объявлении ЧС. В каком случае российский президент объявит о введении ЧС в стране?

— В данном случае такие эвентуальные рассуждения вряд ли уместны. Единственное, что я еще раз вам хочу напомнить, что у нас де-факто эпидемии нет. Де-факто у нас ситуация гораздо лучше, чем во многих странах. Однозначно. И это благодаря тем мерам, которые заранее, заблаговременно начало принимать наше правительство, и благодаря той эффективной системе противодействия распространения коронавируса, которая была создана в РФ. Пока президент исходит именно из этого. А что касается выходной недели, то именно соображениями дальнейшего воспрепятствования проникновению вируса в нашей стране была продиктована необходимость объявления этой недели.

— Что касается передвижений граждан, вот неделя отпуска, например, авиабилеты снижаются в цене, и люди начинают разъезжаться по стране. Это помогает предотвратить распространение вируса?

— Это не помогает. Наоборот, это повышает опасность. Здесь обобщенно говорить нельзя, все-таки подавляющее большинство людей думают головой, прислушиваются к тем разъяснениям, которые дает правительство, которые дают специалисты, медики, и они принимают меры для того, чтобы себя обезопасить, а не полагаются на русский авось. И поэтому, конечно, и президент вчера призвал всех, он сказал, что лучшее — это посидеть дома с тем, чтобы обезопасить себя.

— Но со своей стороны, государство пока не готово принимать какие-то жесткие меры?

— Вы знаете, что никаких мер жесткого характера нет. У нас де-факто пока эпидемии нет, и мы надеемся, что и не будет, что удастся ее избежать. Но наверняка вы помните, что, будучи в больнице в Коммунарке, главврач больницы рассказывал о разных сценариях Путину. И в любом случае государство исходит из того, что какая бы ни была ситуация, насколько бы она ни была благоприятнее, чем на передовой фронта борьбы с коронавирусом, все равно нужно быть готовыми к худшему сценарию, чтобы затем обрадоваться лучшему, как сказал врач.

Песков для простоты привел в пример ставку по вкладам в 10%. Реальные ставки сейчас в среднем 5%.

Ранее глава «Роснано» Анатолий Чубайс предложил оказывать адресную помощь тем, кто потерял работу или бизнес, как действуют в Западной Европе, и распечатать «кубышку» — Фонд национального благосостояния. Но Кремль пошел по другому пути. Forbes пишет, что это удар по среднему классу и помощь бедным. Так ли это? Комментирует председатель наблюдательного совета Московской биржи Олег Вьюгин.

Олег Вьюгин председатель наблюдательного совета Московской биржи «И карантин вроде как не карантин, то есть не такой жесткий, как это делали в странах, где распространялся коронавирус, соответственно, и помощь меньше. Но, по всей видимости, карантин придется делать более жесткий, и тогда логично будет увеличивать помощь, и однозначно адресную, потому что те отрасли или виды деятельности, где будут или уже есть большие потери, достаточно понятны, и туда нужно просто действительно распределять деньги из ФНБ, если мы не хотим получить какое-то совершенно ошеломительное падение ВВП в этом году. То, что было объявлено, в смысле попыток собрать больше средств, я бы не назвал ударом по среднему классу. Это абсолютно не имеет значения с точки зрения того, что надо реально сделать. Проблемы среднего класса будут не из-за того, что ввели налог на процентный доход или на переводы в офшорные территории, а скорее просто от того, что теряется бизнес. И туда нужно направлять деньги, если мы исходим из того, что все, что происходит, временно. Поэтому не надо жадничать, надо постараться поддержать бизнес, и для этого придется потратить деньги. Мне кажется, что надо действовать более решительно».

Власти никогда еще не делали таких больших шагов в сторону малого и среднего бизнеса, отмечает главный экономист ПФ «Капитал» Евгений Надоршин.

Евгений Надоршин главный экономист ПФ «Капитал» «Надо понять, как будет с налоговыми каникулами, будет ли рассрочка или все же, например, возможность не заплатить налоги за какой-то период, когда экономической активности, по сути дела, не было. Я не понял пока, как видят власти ситуацию здесь, но с кредитами, по крайней мере, треть они готовы на себя уже взять процентных платежей. Лучше, чем ничего. Да, скромно по сравнению с теми проблемами, которые возникают у многих бизнесов, но беспрецедентно для РФ. Масштаб этих мер будет измеряться сотнями миллиардов рублей. Пока нет ощущения, что речь будет идти, скажем, даже о триллионе, ибо видно, что действительно есть желание часть издержек борьбы с кризисом переложить на бизнес. По поводу ФНБ четко понятно, что он будет задействован. Другое дело, в каком объеме. Власти России сейчас, в отличие от Америки, не ставят перед собой цели даже близко компенсировать подавляющую часть ущерба экономики, речь идет, грубо говоря, о 10%, может быть, с учетом последних объявлений, налоговых, кредитных каникул, 15%. Причем это сразу идет с дополнительным обременением: а теперь мы еще обложим дивиденды, выводимые в офшоры, и все иные платежи, потому что каким-то образом выяснилось, что мы, оказывается, этого не делали раньше. Ага, и теперь введем неравенство в депозитах. Надо сказать, что речь только о том, что за счет бизнеса власти хотят решить проблему кризиса, не верна, то есть видны попытки и готовность принять на себя определенную стоимость этих потерь и проблем. Может быть, здесь будет определенный прогресс».

Владимир Путин 26 марта провел встречу с представителями бизнеса в Ново-Огареве и высказался о дополнительных мерах поддержки для малого бизнеса.