Китайские власти оказались первыми в мире, которые ввели беспрецедентный по своим масштабам карантин. Он был объявлен в ночь на 23 января, когда было запрещено выезжать или въезжать в Ухань. В последующие дни ограничения были распространены на большую часть провинции Хубэй. Поезда и авиарейсы были отменены, а на дорогах в эту провинцию в центральной части страны были установлены контрольно-пропускные пункты.

Затем те или иные ограничения ввели в других частях Китая. После того как число заболевших стабилизировалось, а новые случаи стали отмечаться только у прибывших из-за рубежа, ограничения начали снимать. В полночь 25 марта закончился карантин в Хубэе. Но именно иностранцев теперь опасаются, говорит заведующий сектором экономики и политики Китая Института мировой экономики и международных отношений Сергей Луконин.

Сергей Луконин заведующий сектором экономики и политики Китая Института мировой экономики и международных отношений «Неоднократно китайские власти заявляли о том, что они боятся повторного возникновения эпидемии. И основной угрозой они рассматривают уже импорт заражения из других стран. Поэтому сейчас в восточных провинциях, прибрежных запрещено принимать торговые суда из других стран, а моряки должны проходить 14-дневный карантин. Все приезжающие иностранцы также должны сидеть на карантине. Все это проверяется в аэропортах».

Произошедшее не могло не сказаться на экономике. Goldman Sachs оценивает снижение ВВП Китая в первом квартале в 9%, Всемирный банк — в 11%. Но теперь возникли надежды на быстрое восстановление, а может быть, и на новые возможности, которые открываются на фоне подешевевшей нефти и страдающих от карантина экономик других стран.

Китайский Центробанк снизил резервные требования к банкам, что высвободит для них 550 млрд юаней — это более 77 млрд долларов — на поддержку экономики. И возможно, что это не последние вливания. Китай сейчас живет надеждой, говорит руководитель Школы востоковедения Высшей школы экономики Алексей Маслов.

Алексей Маслов руководитель Школы востоковедения Высшей школы экономики «Люди возвращаются на работу, Китай сейчас задышал. Начались даже и туристические маршруты, но здесь скорее вопрос в других странах, которым не до этого. В Китае большой энтузиазм, потому что правительство ввело целый ряд мер, направленных на повышение активности внутреннего рынка. Очень серьезно понижены налоги, освобождены от налога на добавленную стоимость компании, которые работают в интернете. Стимулируется создание новых онлайн-платформ. На все это выделяются деньги. Плюс еще идет компенсация по потерянным зарплатам из фонда социального страхования, которые возвращаются обратно на предприятия. То есть китайцы убедились в том, что государство их не бросило. Просто по-человечески настроение заметно улучшилось».

Правительство Китая заявляет, что, поскольку на первый квартал приходится небольшая доля годового ВВП, потери будут быстро возмещены за счет накопившегося спроса. И что за исключением Хубэя работа возобновилась примерно в 90% крупных государственных строительных проектов. Примечательно, что в Пекине на этой неделе вновь открылся городской зоопарк и некоторые рестораны. Правда, при условии, что клиенты не будут сидеть лицом друг к другу.