Спасти малый бизнес. Основатель маркетов «Местная еда» создала бесплатный сервис для поддержки небольших компаний
Как связать клиента и малый бизнес в период пандемии коронавируса? Об этом в интервью BFM.ru рассказала создатель нового сервиса Анастасия Колесникова
Читать на полной версииОснователь маркетов «Местная еда» Анастасия Колесникова запустила некоммерческий международный проект «Карта местных героев». Это сервис, который позволяет найти небольшое кафе, магазин или бар рядом с домом и заказать там необходимые продукты. Таким образом Колесникова пытается помочь малому бизнесу, который переживает непростые времена.
Сервис был разработан буквально за сутки и сейчас только набирает пользователей. Колесникова рассказала BFM.ru, планирует ли она монетизировать этот проект, что может помочь малому бизнесу выжить и как можно попробовать подстроиться под ситуацию, если у тебя, например, салон красоты.
Когда вся эта история с коронавирусом только началась, мы сели с командой и прописали все варианты развития событий. Мы поняли, что нужно сейчас создавать возможности для того, чтобы связывать клиента и малый бизнес, потому что дальше будет еще сложнее, и хотели донести до малого бизнеса, что надо переходить в онлайн. У нас было несколько идей. Одна из них — это «Ящик местной еды». Это наша доставка, но мы предложили ресторанам, которые сейчас в плачевном состоянии, доставлять через нас остатки своих продуктов. Чтобы люди покупали не в «Ашане» и «Пятерочке» мясо, хлеб и молочку, а забирали у них.
Следующим решением была «Карта местных героев» — чтобы люди, сидя в изоляции у себя дома, могли посмотреть онлайн, кто есть, кто рядом с ними из малого бизнеса, кто что производит и где можно заказать. Мы быстро сварганили сайт на Tilda, подключили туда «Яндекс.Карты». За два дня нам пришло около 100 заявок от владельцев бизнеса, причем, помимо Москвы, есть Питер, Владивосток, Минск, Берлин, Остин. Это общая история для всех стран, поэтому мы быстро перевели сайт на английский. Сейчас наша задача — найти варианты, чтобы люди могли добавляться на сайт сами.
Мне написали комментарий: все прикольно, но на картах «Яндекса» это уже есть, и нужно много денег, чтобы это рекламировать. Если нужно много денег, чтобы это рекламировать, значит, это не бизнес-модель. Мне кажется, времена «давайте вольем бабла, потом наберем подписчиков, а потом монетизируем» закончились. Может быть, и слава богу.
Я думаю, уже есть несколько вещей, которые не то чтобы на грани, но это темы для обдумывания. История про «поддержите» вообще спорная. Люди, с которыми мы работали, пишут нам: «Настя, мы очень хотим поддержать «Местную еду», но нам самим сейчас будет очень нелегко, и мы это уже чувствуем». Поддержать малый бизнес — это правильно. С другой стороны, есть люди, которые в самоизоляции остались без работы или с уменьшением оклада — кто будет поддерживать малый бизнес? Мы все повязаны. Каждый должен сделать шаг навстречу. Малый бизнес должен сказать: «О’кей, ребят, вы переживаете, все ли у меня чисто, вот я поставил телефон или камеру и каждый день транслирую, как у меня в цехе, чтобы вы видели, что я забочусь о вас». «Мой продукт сейчас для вас дорогой? Я придумал решение». И люди скажут: «Спасибо, ты нас услышал. У меня есть 100 рублей, я их потрачу на тебя, а не на крупного ретейлера». Сейчас помощь нужна всем.
Фуд-корты, которые мы делали на разных фестивалях, сейчас заморожены. Однако международные фестивали — я читала об этом — сейчас стараются объединяться и говорят, что не будут отменяться, потому что иначе отрасль вся умрет. Только вопрос, поедут ли люди.
У нас есть онлайн-школа гастрономического бизнеса. Но это немного странно, если я буду за деньги учить открывать кофейню в то время, когда они все закрываются. Поэтому школу мы просто открыли бесплатно. Я смотрю на людей из отрасли, которые пытаются запускать антикризисные курсы, и мне хочется спросить: серьезно? Кто-то уже этот кризис пережил, кто-то может этому научить?
По моим ощущениям, сейчас могут зарабатывать только продуктовые магазины, поставщики и аптеки. Говорят, бум онлайн-образования, все бесплатно, и много людей регистрируются, но будут ли у них деньги, чтобы потом заплатить за эти курсы? Нам всем нужно понимать, что это совершенно другая игра и нас ждет новый формат, другие бизнес-модели, которые мы раньше не использовали и не знали. Кто бы мог подумать, что мы будем встречаться в Zoom и выпивать вино?
В ближайшее время я собираюсь обдумать, как быть ребятам, которые будут пытаться открыть что-то в еде после всего этого. Что им делать — брать кредит, искать инвестиции, или другие модели нам надо придумать, чтобы они в следующем кризисе не столкнулись с этой же темой? Очень много людей останутся без работы или дохода, многие виды деятельности исчезнут, и нужно будет придумывать, а какими же тогда заниматься? Нужно ли сейчас получать профессию, переходить на уровень бартера, как в свое время было, или нет?
Я очень хочу всем нам пожелать не жертвовать собой, но и не требовать. Это все огромная комплексная система, в которой надо постараться остаться человеком, который надевает на себя маску, чтобы спасти других. Надо нам выдохнуть и начать думать друг про друга как про цепь, а не как про единички, которые разбросаны по пространству.