Реванш безусловного дохода: людям будут платить за то, что они есть? Комментарий Семена Новопрудского
В разгар каждого катастрофического события в истории человечества традиционно начинаются разговоры о том, что «мир больше никогда не будет прежним»
Читать на полной версииВажной особенностью «посткоронавирусного» мира может стать превращение безусловного дохода из коммунистической утопии о всеобщем равенстве и халяве в рутинный прикладной инструмент поддержания базовой экономической стабильности. Государствам придется платить каждому человеку какие-то деньги просто за то, что он есть.
Обычно государства в кризис заливают деньгами экономику — банковский сектор и предприятия. В нынешней ситуации власти многих стран вынуждены раздавать деньги непосредственно людям. Не просто вводить ипотечные каникулы для счастливых обладателей ипотеки, сидящих на принудительной или добровольной удаленке, не просто объявлять налоговые каникулы для предприятий малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей, а именно раздавать людям «пособия по карантину».
В США Дональд Трамп пообещал каждому взрослому американцу 1000 долларов разовой выплаты за карантин и 500 долларов каждому ребенку. Правительство Гонконга выделило каждому гражданину около 1300 долларов США. В России государство пока не собирается выдавать гражданам «карантинные», разве только мэрия Москвы обещает гражданам старше 65 лет, которые уходят на принудительный карантин с 26 марта, по 4 тысячи рублей.
Но сама ситуация, когда по всему миру в течение считанных недель в панике от болезни, от которой нет лекарства, и когда неясно, с какой скоростью она будет развиваться и когда кончится, начали убивать всякую экономическую активность, радикально меняет представления о смысле безусловного дохода. До сих пор он казался причудой богатых государств, экзотическим социальным экспериментом, позволяющим людям выбирать — получать ли им только пожизненное пособие, которое даст возможность покупать одежду и гарантированно не умереть с голоду, или еще и работать.
В Швейцарии летом 2016 года даже провели национальный референдум о безусловном доходе. Тогда 76,9% населения отвергли эту идею и только чуть более 20% поддержали. Причем швейцарцам не понравилось не то, что им будут пожизненно платить вполне неплохое пособие, а то, что из-за этого неизбежно придется повышать налоги.
Теперь безусловный доход становится для государств мерой поддержки элементарной экономической стабильности в форс-мажорных обстоятельствах. Сейчас ежемесячно платить каждому гражданину страны с рождения до смерти сумму, способную обеспечить сколько-нибудь достойную жизнь, способны только считанные самые богатые государства. Да и то надо просчитывать, какая это может быть сумма и какие расходы на это потребуются. Но в мире, где, по данным ООН, и так голодают более 800 млн человек, а недоедают или едят некачественную пищу 2 млрд, коронавирус только усугубляет картину масштабов социального бедствия.
Если государства считают возможным обрекать сотни миллионов людей на голодную смерть тотальными карантинами, значит, они должны создать систему подстраховки от таких действий, чтобы люди, которые в одночасье потеряли средства к существованию, и представители гибнущих не по своей вине бизнесов были защищены хотя бы безусловным доходом.
Если учесть, что даже у богатых государств в обозримом будущем все меньше шансов платить пенсионерам достойные пенсии за счет работающих, идея безусловного дохода и отмены пенсионного возраста становится еще более актуальной.
Раз уж государственные мужи по всему миру объясняют карантины гуманистическими соображениями, придется пойти по пути гуманизма дальше. Каждый человек имеет право на жизнь, но он также имеет право не умереть с голоду от вируса неконтролируемой всемирной паники. Безусловный доход нам в помощь.