Центробанк 20 марта примет решение о ключевой ставке. Фон для этого решения сложный. Нефть за последние дни обвалилась, за ней обрушился рубль. Для России девальвация — это рост цен, потому что мы и сейчас довольно сильно зависим от импорта.

Основная задача для ЦБ — держать инфляцию в рамках. Поэтому можно допустить, что регулятор повысит ставку. Но даже минимальное повышение станет негативным сигналом для рынка. Если же оно будет более радикальным, то это прямой удар по бизнесу. Например, по строительному, напоминает председатель совета директоров семейства компаний Kaskad Family Валерий Мищенко.

Валерий Мищенко председатель совета директоров семейства компаний Kaskad Family «Банки, партнеры, с которыми мы это обсуждаем, считают, что если будет превышение ставки больше чем на 1%, то это драматическое увеличение, это будет означать, что ипотечные кредиты будут выдаваться под 11-12% годовых. Это сильно сузит круг потенциальных заемщиков, ну и, как следствие, окажет разрушительное воздействие на строительную индустрию, потому что платежеспособность спроса и так сокращается, а так финансовые инструменты практически исчезнут, которые бы стимулировали жилищное строительство».

У ЦБ, помимо повышения ставки, есть другой инструмент для стабилизации курса — продажа валюты, о чем регулятор и сообщил 19 марта. Банк России получает от Минфина валюту за контрольный пакет Сбербанка. Это деньги из Фонда национального благосостояния.

ЦБ будет продавать валюту при падении цены марки нефти Urals ниже 25 долларов за баррель. В четверг, 19 марта, он стоил 19 долларов. Соответственно, насыщая рынок валютой, ЦБ поддерживает рубль и сдерживает инфляцию. Тем более при таких ценах на нефть регулятор, ужесточая политику, все равно не сможет сильно помочь рублю, говорит главный экономист ПФ «Капитал» Евгений Надоршин.

Евгений Надоршин главный экономист ПФ «Капитал» «На валютном рынке радикально изменить ситуацию не получится. Когда нефть упала в три раза, ожидать от рубля особой стабильности без прямых валютных интервенций в существенных объемах, к которым пока регулятор прибегать не планирует, не стоит. Небольшое краткосрочное удорожание рубля, которое может быть отыграно буквально на следующий день, или что-то похожее — это все мелочи. Самым разумным шагом в нынешней ситуации, возможно, было бы прямо сейчас ничего не менять».

В преддверии заседания ЦБ ТАСС опросил аналитиков 16 крупных банков и инвесткомпаний. Из них только один спрогнозировал, что регулятор на четверть процента поднимет ставку. Все остальные предположили, что она останется неизменной — 6%. Ставка сейчас на исторически низком уровне. ЦБ шел к этому долго, мелкими шажками, постепенно снижая. Вряд ли он снизит ее сейчас. И точно так же вряд ли поддастся рыночной панике.