Торможение Европы. Повлияет ли закрытие автозаводов на Россию?
В Европе из-за коронавируса закрываются автомобильные заводы, в том числе Volkswagen. О временной остановке производства также сообщил Airbus. Как это может сказаться на России?
Читать на полной версииДежавю: примерно месяц назад каждый день шли новости, что остановил работу очередной завод. Только шли они из Китая и Южной Кореи, а сейчас — из Европы. Концерн Volkswagen приостанавливает работу большинства своих предприятий в Евросоюзе. Возможно, на две-три недели.
Точно так же поступает французская группа PSA — это Peugeot, Citroen, Opel. Останавливает производство и Fiat Chrysler. Критично ли это для наших автопроизводителей? У европейцев есть заводы в России. Но, например, локализация Volkswagen — 60%, а без оставшихся ключевых 40% автокомплектующих машина ездить не сможет.
Впрочем, Россия не так много импортирует из Европы, в основном все-таки из Азии. Но дело еще и в разрыве деловых связей, говорит партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто.
Еще одно сообщение из Европы, на этот раз из авиационной отрасли. Airbus останавливает заводы во Франции и Испании. Правда, всего на четыре дня, чтобы приспособить производственные помещения под санитарные нормы в условиях эпидемии. Хотя в сегодняшних реалиях четыре дня могут легко превратиться и в месяц.
Тем временем глава Росавиации Александр Нерадько заявил, что проблемы с поставками запчастей из-за коронавируса угрожают безопасности полетов. Проблема действительно есть, рассказывают в отрасли. Запчасти, которые раньше доходили до авиакомпаний за сутки, теперь идут несколько дней. Но тут другой эффект: полеты резко сократились, самолеты поставили на прикол. Так что и запчастей хватит, говорит генеральный директор консалтинговой компании «Инфомост» Борис Рыбак.
— Если сейчас приземлится 60% или 70% флота, то, честно говоря, на то, чтобы обслуживать оставшиеся 30%, запчасти найти можно. Хорошие компании основные сложные ремонты в марте заканчивают.
— То есть в принципе можно сказать, что основные, самые тяжелые ремонты уже прошли или подходят к концу сейчас?
— Так можно сказать, конечно. Ну и потом, мы не знаем, сколько самолетов будет необходимо.
Пострадает ли российская медицина? Об остановке производителей европейской медтехники пока сообщений не было. Но случиться может и это. А Россия, например, импортирует медтехнику из Германии. Это высокотехнологическое оборудование, оно требуется вовсе не для лечения от коронавируса, а для привычных болезней, которыми люди болели и раньше, болеют сейчас и будут болеть дальше.
Впрочем, в первую очередь Россия зависит от азиатских производителей, рассказывает президент автономной некоммерческой организации «Опора здоровья» Наталья Ушакова. И проблемы, по ее словам, уже начались.
Наталья Ушакова президент автономной некоммерческой организации «Опора здоровья» «Моя компания является производителем программно-аппаратного комплекса, являющегося медицинским изделием, и с такой проблемой мы столкнулись уже в конце декабря, с поставкой электронных компонентов из Китая, из Южной Кореи и медицинских устройств из Японии. Это все на самом деле настораживает, но пока по тем контрактам, которые были не признаны, вернее, в сегодняшней ситуации не признаны форс-мажором, мы продолжаем работать».
Зато есть и хорошие новости. Россия научилась во многом самостоятельно обеспечивать потребности в овощах, фруктах и других культурах. Но семена, удобрения, средства защиты от вредителей мы по-прежнему покупаем в других странах, в том числе европейских.
Благо это происходит осенью, когда аграрии уже урожай собрали и появились деньги на подготовку к новому сезону. Так что за эту посевную кампанию можно не волноваться. Но что будет, если коронавирусная паника не уляжется к следующей осени? Очень многого мы можем недосчитаться.