Коронавирусные ограничения: что дальше? Комментарий Георгия Бовта
По всему миру власти массово отменяют мероприятия, прекращают авиасообщение со странами, людей помещают на карантин. Думает ли при этом кто-то о мерах хотя бы временной поддержки для всех этих людей и бизнесов?
Читать на полной версииПрезидент США Дональд Трамп неожиданно решил прекратить воздушное сообщение Америки с Европой, за исключением Великобритании. Это вызвало очередной шок на фондовых рынках и обрушение нефтяных котировок. В других странах тоже постепенно разворачиваются карантинные меры.
В свою очередь российский премьер Михаил Мишустин попросил россиян с пониманием отнестись к мерам по предупреждению коронавируса. И добавил, что благодаря принятым мерам на данный момент угроза распространения коронавируса в России сведена к минимуму, несмотря на «острую ситуацию» за рубежом. Премьер призвал сократить до минимума командировки госслужащих за границу, на местах власти ограничивают массовые мероприятия, резко сокращено также авиасообщение с Европой.
Примечательно, что экстренное обращение Трампа к нации по поводу коронавируса спровоцировало лишь новый обвал на рынках — еще более мощный, чем в начале недели. Объявленная им мера по прекращению авиасообщения с Европой оказалась неожиданной, от него ждали другого. А именно — конкретного плана по борьбе не только с вирусом, но и, что еще более важно, с экономическими последствиями этой борьбы, которые пока выглядят в мировом масштабе катастрофическими.
Скажем, в Италии закрыто практически все, кроме продуктовых магазинов и аптек. Туристов нет. Никто даже не может пока оценить, во сколько банкротств и потерю какого числа рабочих мест это выльется. Ущерб только одной гражданской авиации в мировом масштабе уже приближается к триллиону долларов. Если это реакция на немногим более тысячи заболевших в Штатах, то какова будет реакция, когда счет инфицированных, как при обычном гриппе, пойдет на десятки и сотни тысяч?
От Трампа ждали, что он может объявить как минимум о сокращении или отсрочке уплаты федеральной части налогов для компаний и физических лиц. Однако план сокращения налогов не вызывает одобрения демократического большинства в палате представителей. Помимо того, нерешенным остается даже такой вопрос, как кто будет оплачивать тесты на коронавирус и дальнейшее лечение, которое может стать дорогостоящим? Но нельзя же бороться с эпидемией новой заразы сугубо на частные средства. Где тогда государство?
В России пока официальное число инфицированных чуть больше 30 человек. Возможно, в силу недостаточного тестирования, и этих людей намного больше. Однако уже сейчас принимаемые — пока в основном превентивные — меры ставят вопрос о том, а кто потом оплатит этот общенациональный «больничный лист»? Слава богу, у нас еще что-то осталось от государственной медицины и оплачиваются больничные. Однако можно уже сейчас начать разрабатывать меры по поддержке тех бизнесов и отраслей, которые сильнее всего пострадают не столько от коронавируса, сколько от последствий борьбы с ним.
Понятно, например, что авиакомпании уже не обойдутся без господдержки. Но как быть с теми компаниями, прежде всего в сфере услуг, работники которых могут остаться вообще без всякого заработка на ближайшие месяцы? Это не только представители туриндустрии, которым, видимо, предстоит в массовом порядке пойти на замену гастарбайтерам на непрестижных работах, если те уедут на родину. Но также это организаторы всяких массовых отменяемых мероприятий, в том числе спортивных, это стадионы и концертные площадки, которые лишатся зрителей, это их технический персонал. Люди, которые обслуживают те же авиакомпании на земле, поскольку в воздух поднимается все меньше самолетов. Их же всех нельзя теперь уволить. Или можно, взвинтив уровень безработицы сразу на несколько миллионов человек?
Кто-то думает о мерах хотя бы временной поддержки для всех этих людей и бизнесов? О хотя бы отсрочке уплаты каких-то налоговых платежей или их сокращении? Льготных или беспроцентных чрезвычайных кредитах, если уж у нас, как уверяют власти, скопилась большая «кубышка». Или нам надо выпускать чрезвычайный облигационный заем? Кто-то допускает форс-мажор по уплате ипотечных и потребительских кредитов? Волну массовых банкротств. Не говоря о дополнительном финансировании медучреждений, которые могут столкнуться с наплывом тяжелых пациентов, которым нужна будет, скажем, искусственная вентиляция легких.
Ну и, наконец, чисто практический вопрос: как и кем должен быть решен вопрос доставки еды тем, кому предписано самоизолироваться в двухнедельном карантине. Заметим, что в Китае этот вопрос был решен, и все следовали предписанным регламентам, включая доставку наборов бесплатной еды при необходимости. Где-то есть уже комплексный план борьбы с последствиями эпидемии, которые разрастаются с пугающей быстротой на наших глазах? Вот у Дональда Трампа, как очевидно, пока такого плана нет. А, скажем, у Михаила Мишустина?