Производители: ввод обязательного экосбора поднимет цены на товары на 22%
Производители и импортеры электроники, напитков и шин выступили против отмены механизма самостоятельной утилизации продукции, которую предложило Минприроды
Читать на полной версииРуководители трех отраслевых ассоциаций, объединяющих крупнейших производителей потребительских товаров, электроники и шин, выступили против отмены механизма самостоятельной утилизации продукции, которую предложило Минприроды. Соответствующее письмо они направили вице-премьеру Виктории Абрамченко, которая курирует реформу по обращению с отходами, сообщает РБК.
Производители отмечают, что в концепции Минприроды отсутствуют детали — сколько отходов и каких именно, кем и где будет утилизировано на средства экосбора, которые начнут собираться с 2021 года. При этом в ряде отраслей эти процессы уже запущены и активно развиваются. Производители шин за несколько лет вложили в инфраструктуру по сбору и утилизации 500 млн рублей, производители электроники — более 300 млн рублей, напитков и упаковки для них — более 100 млн рублей, отмечается в сообщении.
Минприроды, по сути, предлагает запретить самостоятельно заниматься утилизацией, говорит представитель ассоциации СКО «Электроника — утилизация» Антон Гуськов.
— Это приведет к тому, что экологические проекты будут закрыты, обложение 100-процентным сбором означает оборотный налог. Это приведет к удорожанию продукции и, главное, не приведет к решению экологических проблем, потому что решает проблемы с экологией не сбор денег в бюджет, а реальная переработка, утилизация и борьба с мусором. Те, кто не готов заниматься утилизацией самостоятельно, пускай платят сбор. Те, кто готов и уже работает, должны иметь возможность этим заниматься. Это дешевле и для производителей, и для пользователей.
— В концепции Минприроды не особо прописано, кто именно будет заниматься этой утилизацией.
— Там прописана просто возможность платить, а не как именно будут бороться с отходами. Это нас и тревожит. Мы видим огромные свалки вокруг всех городов, социальные протесты уже, однако не видим действий.
— В свете последних событий — эпидемия коронавируса, падение нефти, рубля — как все происходящее влияет на вашу отрасль бытовой техники и электроники?
— В целом рынок электроники сильно зависим от стоимости валют, потому что техника, которая в России не производится, непосредственно привязана к стоимости международных валют, а те, которые в России производятся, тем не менее используют импортные комплектующие. Поэтому можно поделить все на две части: холодильники и стиральные машины, телевизоры — то, что в России производится, — меньше подвержены влиянию, а мобильные телефоны, ноутбуки, мелкая портативная электроника, мелкая кухонная техника, товары по уходу и красоте практически на 100% импортные. Все будет зависеть от того, насколько долго продлятся валютные колебания, вырастет ли курс, на какой отметке он зафиксируется. Если он продолжит расти, то сложно будет избежать роста себестоимости, а значит, роста розничных цен. Я думаю, в течение месяца у нас пока есть какой-то запас прочности, а дальше будет видно.
Рынок лакшери, ювелирных изделий и часов и так испытывает не лучшие времена, а теперь он на пороге еще больших трудностей, говорит главный редактор портала watch.alfavit.ru Юрий Хнычкин.
Юрий Хнычкин главный редактор портала watch.alfavit.ru «Если брать часовой сегмент, то он на 95% импортерский. Производство в России присутствует, но внятного вклада не вносит. Таким образом, основные участники рынка очень зависимы от курса. Складывается ситуация почти что идеального шторма. Когда началось распространение коронавируса, была некоторая определенная надежда на то, что сейчас люди будут меньше ездить за границу и будут покупать в России. Но это все было возможно при более или менее стабильном курсе рубля. Сейчас факторы усугубились, курс растет. Если мы вспомним похожую ситуацию конца 2014 года, когда кратковременно курс евро доходил до 100 рублей и когда были вынесены фактически в полном смысле и часовые, и ювелирные магазины, тогда это во многом было сделано благодаря присутствию китайских покупателей. Сейчас ситуация такая, что китайских туристов нет почти совсем. Плюс опять же благосостояние отечественных граждан за эти годы сильно не выросло. Сейчас импортеры, все продавцы — последние, кто заинтересован в росте цен, потому что спрос и так достаточно слабый. Два довольно крупных московских дилера находятся фактически в предбанкротном состоянии, и переписать сейчас ценники в соответствии с новым курсом — это фактически подписать себе если не смертный приговор, то твердо гарантировать, что ты будешь большую часть 2020 года сидеть без продаж».
Президент Союза виноградарей и виноделов России, председатель совета директоров Миллеровского винзавода Леонид Попович настроен более оптимистично.
Леонид Попович президент Союза виноградарей и виноделов России, председатель совета директоров Миллеровского винзавода «Нефть начала подниматься, рубль потихонечку начал свое отыгрывать у доллара. Мы с вами знаем, что будет через две-три недели? Нет. Поэтому сегодня делать какие-то апокалиптические предсказания, что будет происходить, неправильно. На самом деле наша отрасль достаточно инертна, у нас достаточно много запасов в рознице, в опте и на предприятиях, поэтому если что-то и будет меняться, то будет меняться эластично. Если все сохранится так, как есть, и коронавируса будет все больше, безусловно, подорожает все, и в этом перечне всего будет и вино. Как будем приспосабливаться? Пережили же 2008-й, пережили 2014-й, и это переживем».
В ряде стран объявили о финансировании экстренных мер, чтобы не допустить кризисной ситуации в экономике из-за коронавируса. Так, правительство Великобритании выделит в общей сложности 30 млрд фунтов стерлингов на поддержку бизнеса и системы здравоохранения, Италия — 25 млрд евро.