Российские биржевые индексы открылись резким снижением
Индекс Московской биржи терял более 10%, потери по индексу РТС превышали 15%. Впоследствии ситуация стабилизировалась, индексы отыграли часть снижения
Читать на полной версииОбновлено в 10:46
Индекс Московской биржи в первый день торгов после праздников, 10 марта, терял более 10%. Потери по индексу РТС превышали 15%.
К 10:30 ситуация стабилизировалась. Индексы отыграли часть снижения. Индекс Мосбиржи терял на тот момент около 8%. Курс рубля по сравнению со вчерашним закрытием в Нью-Йорке отыграл часть снижения. Котировки доллара снижались до отметки 71,5 рубля и затем вернулись к отметке 72 рубля. Поддержку российской валюте оказал Центробанк, который в условиях обвала цен на нефть объявил об упреждающей продаже валюты.
По сравнению с данными пятничных торгов на Московской бирже курс американской валюты вырос на 4 рубля и 3 копейки. Он составил 72,6 рубля. Курс евро увеличился на 5 рублей и 21 копейку, оказавшись на уровне 82,72 рубля.
Стоимость нефти утром 10 марта растет, баррель Brent стоит около 36 долларов.
Падение американских индексов стало сильнейшим с кризиса 2008 года. Российский рынок акций и валютный рынок 9 марта были закрыты из-за праздника. На международном валютном рынке рубль упал к евро почти на 11%, а к доллару — почти на 9%. Расписки на российские акции подешевели в среднем на 15-20%.
Неделя началась «черным понедельником»: 9 марта — худший день для рынка акций со времен финансового кризиса 2008 года. После того как развалилась так называемая сделка ОПЕК+, нефтяные котировки обвалились почти на 30%. Паника переместилась на фондовые площадки. Причем если акции классических американских нефтяных компаний, таких как ExxonMobil и Chevron, упали на 12-15%, то небольшие производители сланцевой нефти рухнули на 30-40%.
Расписки российских компаний потеряли в среднем 15-20%. Ожидается, что обвал на российском рынке будет примерно на такое значение. А дальше все будет зависеть от цепной реакции — придется ли на таком падении кому-то из крупных игроков принудительно закрывать позиции. Такое происходит, когда не хватает свободных денег.
Сильное падение дает основание по-новому взглянуть на российские бумаги, ведь многие из них потеряли 30-40% с начала года, но не стоит забывать и про риск глобальной рецессии, считает управляющий активами Международного фонда частных инвестиций Александр Душкин.
Паника инвесторов связана не только с нефтью. Число зараженных коронавирусом за пределами Китая продолжает стремительно расти. Политики оказались в заложниках: если не вводить вовремя карантин, можно стать виновником вспышки эпидемии и появления новых жертв. Но международный карантин не может пройти без последствий для мировой экономики.
Может ли соединение двух факторов — распространения коронавируса и обвала нефти — толкнуть мировую экономику в рецессию, а рынки — в глобальный кризис? Может, полагает главный эксперт центра экономического прогнозирования Газпромбанка Егор Сусин.
Егор Сусин главный эксперт центра экономического прогнозирования Газпромбанка «Ситуация развивается достаточно негативно, и, если раньше мы говорили о том, что мировая экономика потеряет порядка 1% роста ВВП, то текущая ситуация на рынках создает все большую угрозу дальнейшей динамике мировой экономики. Мы можем увидеть дополнительные негативные процессы. Поэтому есть риск рецессии, и объективно этот риск растет, хотя, конечно, это пока все-таки еще не базовый сценарий. Это скорее рыночная паника, чем реальные экономические процессы. Но мы движемся в сторону высокого риска рецессии».
Хотя в падении нефтяных котировок есть и плюсы для глобальной экономики, говорит главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова.
Владельцам бумаг эксперты рекомендуют не суетиться и не принимать решения во время рыночной паники. Это касается и валюты: выиграли те, кто покупал заранее. Не стоит после такого сильного падения рубля пытаться играть на разнице курсов, ведь есть риск купить доллары или евро по максимальной цене.