Казус белли ценовой войны, или Что спровоцировало исторический обвал рынков
Исторический обвал биржевых индексов в понедельник стал результатом жесткого торга России и Саудовской Аравии о продлении сделки ОПЕК+. Какая цепочка событий привела к кризису?
Читать на полной версииПричиной нынешнего кризиса стал формальный распад сделки ОПЕК+, случившийся на прошлой неделе. На встрече делегации стран-экспортеров нефти должны были определить условия продления ограничений по объемам добываемой нефти, истекающих 1 апреля, однако Россия и Саудовская Аравия заняли противоположные позиции.
Как писало Bloomberg, Эр-Рияд настаивал на дополнительном сокращении добычи на 1,5 млн баррелей в сутки до конца года, учитывая прогнозируемое замедление мировой экономики из-за вспышки коронавируса. Москва же предлагала сохранить существующие лимиты, причем только на второй квартал.
Судя по заявлениям членов ОПЕК+, основным камнем преткновения в переговорах стала именно позиция Москвы, а внутри России главным сторонником отказа от сделки считается «Роснефть». Как пишет Bloomberg, глава компании Игорь Сечин в феврале предупредил Владимира Путина, что ограничения приводят к потере Россией доли на мировом рынке нефти, и президент прислушался. На совещании представителей нефтегазовой отрасли глава государства заявил, что Россию текущие цены на нефть устраивают, а накопленные резервы позволят исполнять «бюджетные и социальные обязательства» даже при ухудшении ситуации. О причинах распада заключенной в 2017 году сделки ОПЕК+ рассуждает генеральный директор компании «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев.
Первые звоночки готовности России идти ва-банк появились в среду. Министр энергетики России Александр Новак покинул совещание мониторингового комитета ОПЕК+ до его завершения, лаконично объяснив свой уход одним словом: «Планово». В пятницу совещание ОПЕК+ завершилось без подписания соглашения: формально стороны договорились продолжать взаимодействие в рамках хартии, однако с 1 апреля нефтяные компании — участницы сделки перестанут быть скованы какими-либо лимитами.
Сторонники дополнительных ограничений, которым не удалось уговорить Россию, попытались успокоить рынок. Министр нефти Ирана Бижан Зангане сообщил, что дополнительные консультации о новом снижении добычи могут пройти до истечения срока действия текущего соглашения. Зато министр энергетики Саудовской Аравии принц Абдулазиз бин Салман решил сыграть на повышение — и в ответ на вопрос Reuters о перспективах роста добычи в королевстве загадочно ответил: «Оставлю вас в неведении».
Поначалу по итогам формального распада ОПЕК+, прогнозы наблюдателей были негативными, но сдержанными. Собеседники РБК в пятницу ожидали ценовых флуктуаций в коридоре 40-50 долларов за баррель Brent. Даже к концу выходных мало кто ожидал, что приближающийся понедельник пресса назовет «черным».
В итоге утром 9 марта на новостях о том, что Саудовская Аравия начала предлагать ключевым импортерам нефти крупные скидки, глобальные фондовые рынки пережили худшее падение со времен кризиса 2008 года. Нефть в моменте теряла более 30% стоимости — в последний раз такой обвал случился в 1991 году, на фоне войны в Персидском заливе. Последствия распада ОПЕК+ оценивает руководитель операций на валютном и денежном рынках Металлинвестбанка, президент ACI Russia Сергей Романчук.
Тем не менее распад сделки ОПЕК+ пока нельзя считать свершившимся фактом. Формально договоренности продолжат действовать до 1 апреля, и за три недели Россия и Саудовская Аравия могут успеть о чем-то договориться. Первые признаки готовности Эр-Рияда пойти на попятную можно увидеть в сообщении ТАСС. По данным источника агентства в ОПЕК+, Саудовская Аравия вообще не объявляла ценовую войну России, которая остается «очень важным партнером для Эр-Рияда и важнейшим игроком на энергетическом рынке».