8 Марта — «день нехватки гендерного равноправия»?
Москвичкам и жительницам Подмосковья к 8 Марта власти подарили бесплатный проезд, посещение катков и музеев. Насколько уместны такие подарки в эпоху новой женской солидарности?
Читать на полной версииЖительницы Москвы и Подмосковья получили на 8 Марта бесплатный проезд, катки и музеи. Такой подарок женщинам сделали столичный мэр Сергей Собянин и подмосковный губернатор Андрей Воробьев.
Так что в Международный женский день жительницы столичного региона могут прекрасно провести время. На катки — бесплатно, в музеи — тоже, не возьмут денег и за проезд на общественном транспорте. Повсюду раздают букеты, проходят мужские «забеги с цветами», гремят концерты. Прекрасно же! Но есть и другой подход, говорит профессор Высшей школы экономики Елена Рождественская.
Елена Рождественская профессор Высшей школы экономики «Нужно поддерживать и нужно вводить не только бесплатный каток или бесплатный проезд. Аренда тех или иных библиотек, куда могут прийти вообще люди для того, чтобы послушать лекцию, увидеть перформанс, выставку, которая посвящена деятельности женщин-художниц, или женский спектакль. Пусть на него придет больше людей, потому что это получит больше освещения в прессе, или аренда театральной площадки будет сделана за счет муниципалитета. Вот что я бы хотела увидеть как некий компромисс не только между консервативной и прогрессивной частью населения города, но и с точки зрения властей, которые будут не только думать о заполнении катка, но и пусть власть будет щедрой еще и к тем, кто мыслит, вспоминает этот день с совсем другими стоящими за ним историями. Для этого эти истории должны быть на слуху, их не должны затмевать букеты тюльпанов».
Проблема в том, что сюрпризы на 8 Марта часть общества сочла подачками. Особенно учитывая, что музеи, катки и концерты — именно те мероприятия, за которые в рамках консервативной этики платят мужчины. Укладываются ли подобные гендерные подарки в картину мира тех, кто борется за равноправие полов? Отвечает содиректор программы гендерных исследований Европейского университета Анна Тёмкина.
Анна Тёмкина содиректор программы гендерных исследований Европейского университета «Почему не укладываются? Теории равенства существуют разные, теорий феминизма — десятки. Есть два основных варианта: первый вариант — это дарить женщинам цветы и напоминать им о том, что они слабый пол. Современным женщинам это уже немножко смешно просто. Но тем не менее есть традиция это продолжать делать. Вторая традиция — в этот день вспомнить про все нехватки по признаку пола или гендера: ниже зарплаты, ниже пенсии, больше нагрузки, больше проблем со здоровьем и так далее. То есть это не праздник, это день нехватки гендерного равноправия. Кое в чем его не хватает у мужчин, и тогда цветы совсем неуместны, потому что непонятно, что праздновать. Вот, получается, две модели, в которых не празднуют, но отмечают 8 Марта. Первая модель традиционалистская, она для более старшего поколения характерна. Вторая, которая более характерна для молодого поколения, она гораздо более современная, более эгалитарная, в ней ставятся социальные вопросы».
Международный женский день стал по-настоящему международным в 1977 году, когда Генассамблея ООН призвала государства — члены организации объявить 8 марта Днем ООН борьбы за права женщин и глобальный мир.
Можно сказать, что это делает 8 марта Международным днем феминизма, поскольку это слово, имеющее совершенно различные коннотации в эпоху MeToo и консервативной реакции на движение, переводится именно как «борьба за права женщин».