«Достаточно продуктивный и конструктивный итог». Россия и Турция договорились о прекращении огня в Сирии
«Самое главное, что удалось остановить гибель людей, что возможность прямого вооруженного столкновения между Россией и Турцией исключена» — так оценивает переговоры на высшем уровне эксперт Владимир Фитин
Читать на полной версииПрекращение огня в Сирии достигнуто. По крайней мере, так договорились Россия и Турция. Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган провели длительные переговоры в Москве и представили новый меморандум о перемирии в Идлибе.
Переговоры президентов начались 5 марта около двух часов дня. Перед беседой Владимир Путин и Реджеп Эрдоган произнесли общие слова, традиционные для публичной части встречи, — Москва выразила Анкаре соболезнования в связи с гибелью турецких солдат, та ответила благодарностью за готовность российского руководства отвлечься от работы над конституцией. Пообщавшись три часа тет-а-тет, лидеры пригласили в зал делегации и продолжали дискуссии аж до восьми часов вечера.
По итогам контактов был подписан меморандум из трех пунктов, который по очереди зачитали главы МИД обеих стран: Сергей Лавров и Мевлют Чавушоглу. Во-первых, ровно в полночь с 5 на 6 марта на севере Сирии вводится режим прекращения огня. Во-вторых, вдоль трассы М4, соединяющей Латакию и Серакиб, будет организован коридор безопасности шириной 12 километров. В-третьих, с 15 марта вдоль шоссе начнется совместное российско-турецкое патрулирование.
Итоги переговоров анализирует руководитель Центра Ближнего и Среднего Востока РИСИ Владимир Фитин.
Владимир Фитин руководитель Центра Ближнего и Среднего Востока РИСИ «Очень важные переговоры и достаточно продуктивный и конструктивный итог. Ситуация накалена была до предела, и разрядить ее, как выяснилось, смогла только встреча на высшем уровне. Самое главное, что удалось остановить гибель людей, что возможность прямого вооруженного столкновения между Россией и Турцией исключена, что значительная часть Идлиба, отвоеванная сирийской армией, остается под ее контролем, ну и важно, что стороны подтвердили, что астанинский процесс остается живым».
К несчастью, детали играют роль. Во-первых, количество триумфально объявленных соглашений о прекращении огня в Сирии не так просто даже пересчитать. Во-вторых, согласятся ли идлибские группировки пустить российские патрули на трассу М4? Ведь вся она, за исключением города Серакиб, находится под контролем оппозиции.
В-третьих, как это соглашение воспримут в Турции? Еще недавно Эрдоган обещал оттеснить сирийскую армию к позициям времен подписания сочинского меморандума, а теперь де-факто отдает Асаду все неподконтрольные Дамаску территории к югу от М4.
Наконец, что делать с М5, трассой Алеппо — Хомс? Сейчас она находится под контролем правительственных сил, но совместного патрулирования там не планируется. Получается, с этого направления Асад может продолжать наступление? Сколько продержится новое соглашение? Рассуждает турецкий политолог Тогрул Исмаил.
Несмотря на всплеск оптимизма по итогам долгожданных личных переговоров лидеров России и Турции, первые трещинки — или как минимум намеки на возможность их появления — уже заметны.
Эрдоган по итогам беседы особо отметил, что оставляет за собой право отвечать на действия сирийских войск. А Башар Асад, который в переговорах не участвовал, сразу по их завершении решил заявить, что если американцы и турки не уйдут из страны, Сирия применит силу.