В пролете. Авиаотрасль подсчитывает убытки от коронавируса и принимает меры
Перевозчики вводят бесплатный возврат билетов и сокращают авиапарк. «Ситуация в отрасли уже близка к панической», — считает главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров
Читать на полной версииАвиаотрасль несет убытки из-за коронавируса, и перевозчики вынуждены принимать меры для их сокращения. Например, авиакомпания S7 разрешила бесплатный возврат билетов. Билеты можно вернуть не все, говорится в сообщении S7. Есть ограничения по дате покупки, и время возврата тоже имеет значение — лучше раньше, чем позже, поясняет пресс-секретарь S7 Group Надежда Хаитова.
Надежда Хаитова пресс-секретарь S7 Group «Ситуация с распространением вируса не позволяет нашим пассажирам планировать путешествия так, как им хотелось бы, как они привыкли. Многие думают сейчас о летнем отдыхе, переживают, что поездку придется отменить. Хотим дать пассажирам возможность менять свои планы. Все билеты S7 Airlines, приобретенные с 5 марта по 10 апреля, можно будет вернуть. Единственный сбор при возврате — сервисный, он составит 1000 рублей за один авиабилет. Предложение действует для всех тарифов, в том числе базового, на всех рейсах S7 Airlines и наших партнеров без ограничений по дате перелета».
Крупнейший авиаперевозчик России «Аэрофлот» пока массово рейсы не сокращает. Из последних изменений — с 7 марта его лайнеры перестанут летать в Гонконг. По словам генерального директора «Аэрофлота» Виталия Савельева, компания мониторит фактическую нагрузку, и если, к примеру, интерес к Италии или же другому направлению упадет до критичного уровня, маршруты придется сокращать и дальше. Более того, сообщил Савельев, загрузка рейсов уже упала, но не слишком сильно. Потери компании от коронавируса он уже оценил как «большие».
Лоукостер «Победа», входящий в группу «Аэрофлот», уже объявил о сокращении полетов в Италию в марте-апреле почти на 40% из-за падения спроса. В Utair тоже есть свои предложения по возврату билетов, сообщила пресс-секретарь авиакомпании Наталья Мелехова.
Наталья Мелехова пресс-секретарь Utair «Пассажиры Utair, которые купили билеты на рейс Москва — Милан и Милан — Москва, в том числе по невозвратным тарифам, могут отказаться от перевозки и получить средства обратно в полном объеме. Пассажиры, которые уже находятся в Италии и купили билеты на рейс Милан — Москва, также могут осуществить вынужденный возврат авиабилета или обменять его на билет с более ранней датой вылета».
Вспышка коронавируса в Китае началась в конце декабря и к началу весны затронула уже более 70 стран. Однако реальные проблемы для авиакомпаний по всему миру начались только сейчас. Так, разорилась крупнейшая региональная авиакомпания Европы Flybe. Британский перевозчик перешел под внешнее управление после отказа правительства выделить ему кредит в 100 млн фунтов. По данным BBC, среди основных причин называется и спад спроса из-за коронавируса. Сейчас все рейсы Flybe отменены.
Параллельно немецкая Lufthansa выводит из эксплуатации 150 самолетов, одну пятую своего авиапарка. Представитель перевозчика отметил, что это коррекция планов «с учетом распространения коронавируса». Ранее в компании предупредили о сокращении перелетов малой и средней протяженности на четверть.
Генеральный директор Air France Бен Смит в интервью Bloomberg выразил мнение, что коронавирус еще «серьезно ударит по авиакомпаниям и в ближайшем будущем возможен рост числа слияний и поглощений в секторе». Возможно, мы еще услышим не про одно банкротство, считает аналитик, главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров.
Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) сделала новый прогноз по убыткам авиакомпаний. В феврале она говорила о 30 млрд долларов, теперь заявляет уже о диапазоне 63-113 млрд. И в эту сумму еще не входят убытки по грузовым авиаперевозкам.
К слову, за один день 5 марта сообщения о минировании получили сразу четыре самолета. Сообщения оказались ложными, но это тоже финансовая нагрузка на перевозчиков.