Эрдоган «шантажирует» беженцами
Турция заявила об открытии границ и сообщает, что на европейскую территорию попали уже более 100 тысяч беженцев. При этом Греция по состоянию на вечер 1 марта насчитывала только 73 мигранта. Что кроется за этим разногласием?
Читать на полной версииТурция 28 февраля объявила, что открывает свои границы. Об этом сказал Реджеп Эрдоган, выступая перед своими сторонниками на форуме Партии справедливости и развития. Уже вечером того же дня к городу Эдирне, находящемуся на пересечении границ Турции, Греции и Болгарии, направились беженцы. Еще больше их стало в субботу, 29 февраля. По свидетельствам, многих из них туда привозили автобусы, принадлежащие муниципалитетам, в которых власть находится в руках партии Эрдогана.
Сначала прозвучало заявление о том, что европейскую границу перешли 18 тысяч беженцев, потом — около 40 тысяч, позже — 76 тысяч, а к вечеру воскресенья министр внутренних дел страны Сулейман Сойлу сообщил, что их число превысило 100 тысяч. При этом в репортажах европейских телекомпаний показывают, как собравшиеся в лесу около границы жгут костры, Греция их не пропускает, применяя водометы и слезоточивый газ.
Look who’s lecturing us on international law! They’re shamelessly throwing tear gas bombs on thousands of innocents piled at their gates. We don’t have an obligation to stop people leaving our country but #Greece has the duty to treat them as human beings! https://t.co/Av0v5GIy5opic.twitter.com/C9ceVnlx4f
— Mevlüt Çavuşoğlu (@MevlutCavusoglu) February 29, 2020
Жители Стамбула сообщили Business FM, что некоторые из приехавших к границе сели на такси и вернулись обратно. Все это и задумано для телевизионной картинки, считает доцент кафедры интеграционных процессов МГИМО Александр Тэвдой-Бурмули.
Министерство иностранных дел Греции назвало происходящее «турецкой кампанией по дезинформации». Сообщения о десятках тысяч мигрантов, проникших в Грецию, не соответствуют действительности, заявили в греческом МИД. По данным министерства, у границы в Эдирне скопилось около 10 тысяч беженцев, около пяти тысяч пытались прорваться. Скорее всего, тактика, избранная Эрдоганом, ошибочная, полагает руководитель Центра стратегического развития Института Европы РАН Александр Гусев.
Европейская пресса называет происходящее «шантажом Эрдогана». При этом, помимо некоторых высказываний выборных политиков, реакции со стороны исполнительной власти Евросоюза — кроме Греции — пока не поступало. Разве что агентство ЕС по контролю внешних границ Frontex, как сообщил ТАСС, подняло до высокого уровень готовности к защите границ, что понятно, ведь кроме сухопутной границы есть еще и море. В некоторых местах из Турции в Грецию можно доплыть за 20-30 минут. Как только человек попал на берег, если он действительно из зоны боевых действий, в силу вступает Женевская конвенция 1951 года, согласно которой его нельзя высылать не только в Сирию, но и обратно в Турцию. Правда, сейчас в Эгейском море скорость ветра составляет от семи до девяти баллов по шкале Бофорта. Но март быстро пройдет, и волны улягутся.