«Дау. Наташа» получил приз Берлинале. Есть ли у фильма шансы пробиться в российские кинотеатры?
«Наташа» и еще три части масштабного проекта о позднесталинской эпохе не получили в России прокатное удостоверение из-за «пропаганды порнографии». Приза на Берлинском кинофестивале картина удостоилась за операторскую работу
Читать на полной версииФильм «Дау. Наташа» режиссеров Ильи Хржановского и Екатерины Эртель стал обладателем награды Берлинского кинофестиваля, сообщается на сайте конкурса. «Серебряного медведя» получил оператор «Дау» немец Юрген Юргес. В этом году ему исполняется 80 лет, на его счету без малого сотня проектов — выдающийся в своей среде профессионал. К качеству съемки тоже нет вопросов. Претензии были другими.
В вечер вручения награды прямо у «Берлинале Палас» собрался стихийный митинг: чуть более десяти человек, большая часть — русскоговорящие женщины. Кто-то их них общался со съемочной группой, кто-то и сам в ней работал — по их словам, насилие и слезы героинь в фильме были настоящими.
"I am very surprised to receive this wonderful award."#JürgenJürges received the #SilverBear for Outstanding Artistic Contribution of the 70th #Berlinale for the cinematography in "DAU. Natasha" yesterday. pic.twitter.com/ul67BuzHsH
— Berlinale (@berlinale) March 1, 2020
«Дау» снимался 12 лет, с непрофессиональными актерами, в условиях, приближенных к реалити-шоу. По сюжету «Дау. Наташа», буфетчица из закрытого технического института переспала с французским профессором. После этого на нее выходит КГБ — ее пытают и вербуют.
Главную героиню сыграла Наталья Бережная — работница автомойки из Харькова. По ее словам, в течение долгого времени приходилось жить в декорациях фильма, поэтому и ее роман с французом Люком Ближе был настоящим. Но о том, как снимались более жестокие сцены, ни актеры, ни режиссер не распространяются.
Накануне вручения премии аккредитованные на Берлинале российские журналисты обратились к руководству фестиваля с открытым письмом с просьбой объяснить, почему в конкурсе участвует такой спорный фильм. Вот что говорит один из авторов письма, кинокритик Дмитрий Барченков:
Дмитрий Барченков кинокритик «Мы знаем очень много анонимных сообщений, которые, к сожалению, пока не готовы еще сказать о фактах тех или иных притеснений на съемочной площадке. Может быть, их не было, но если есть хотя бы доля сомнений, что они были, то обвинять ни в коем случае не стоит, но разбираться обязательно надо. Здесь больше история как бы на перспективу. Вопрос к следующим программным директорам фестивалей, потому что, по разговорам, возможно, следующие картины «Дау» — части этого большого проекта — появятся, возможно, в Каннах, возможно, в Венеции. Включайте, ваше право, но давайте мы просто обсудим это, что ли, или лишний раз подумаем перед тем, как принимать какие-то решения».
В ответ на письмо директор фестиваля Карло Шатриан сказал, что обвинения — а их в письме не было — нужно направлять авторам, от которых фестиваль «ждет продолжения разговора». Комментирует кинообозреватель «Кино-Театр.ру» Алексей Филиппов.
Алексей Филиппов кинообозреватель «Кино-Театр.ру» «Как я понимаю по ответу Шатриана, его заверили, что на съемках были соблюдены все правила безопасности и так далее, поэтому он, видимо, рассматривал его в ключе какой-то общей концепции программы, где поднимались вопросы о всевозможном насилии. Поэтому, если всегда рассматривать программу, в частности «Дау» в ней, «в вакууме», тематически он вписывается как пример размышления об этом насилии. Судя по прошлому опыту, никакие международные награды не влияют на решение Минкульта. Это касается, мне кажется, например, кейса «Левиафана» Звягинцева, которому никакая фестивальная история не помогла».
В рамках вопроса, появится ли «Дау» на российских экранах после победы на Берлинале, хочется упомянуть то, что приз зрительских симпатий в Германии получил американский документальный фильм «Добро пожаловать в Чечню» о преследовании секс-меньшинств в республике.