Путин: коронавирус сказывается на экономике, однако ситуация в России под контролем
Президент подчеркнул, что уходящая неделя стала худшей для глобальных рынков с 2008 года, в том числе для нефти. По его словам, необходимо определить дальнейшие шаги по балансировке глобального рынка углеводородов
Читать на полной версииОбновлено в 17:12
Ситуация с коронавирусом в России находится под контролем, заявил президент Владимир Путин на совещании в правительственном терминале аэропорта «Внуково». На нем присутствовали первый вице-премьер Андрей Белоусов, глава ЦБ Эльвира Набиуллина, министр финансов Антон Силуанов, главы «Газпром нефти», «Роснефти», «Сургутнефтегаза» и «Татнефти».
При этом президент подчеркнул, что уходящая неделя стала худшей для глобальных рынков с 2008 года, в том числе для нефти.
«Я хотел сегодня с вами, с руководителями наших ведущих нефтегазовых компаний, посоветоваться о том, как мы будем реагировать на то, что происходит в связи с коронавирусом именно в мировой экономике. А здесь негативные последствия уже дают о себе знать. В КНР индексы деловой активности опустились ниже минимальных значений глобального кризиса 2008 года. Мировые фондовые индексы снизились более чем на 10%. В этом плане прошедшая неделя стала худшей для глобальных рынков начиная с кризиса 2008 года. На фоне проблем ведущих экономик мира нефтяные котировки марки Brent к концу текущей недели опустились к отметке в 50 долларов за баррель. Напомню, что в начале года они находились на отметке 70 долларов. Нам важно быть готовыми к самым разным сценариям. Хочу подчеркнуть, для российского бюджета, для нашей экономики текущий уровень цен на нефть является приемлемым. Напомню, что в рамках нашей макроэкономической политики в этом году мы взяли за базовый уровень стоимость нефти Brent в 42,4 доллара за баррель. Более того, наши накопленные резервы, в том числе ФНБ, достаточны для того, чтобы обеспечить стабильную ситуацию, исполнение всех бюджетных и социальных обязательств даже при возможном ухудшении ситуации в глобальной экономике. Тем не менее это не отменяет необходимости наших активных действий, в том числе совместно с зарубежными партнерами. На следующей неделе состоится встреча в формате ОПЕК+ в Вене, нам нужно определить дальнейшие шаги по балансировке глобального рынка углеводородов».
О том, почему российский президент собрал совещание и какие меры будут приниматься, рассуждает ведущий аналитик Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков.
Игорь Юшков ведущий аналитик Фонда национальной энергобезопасности «Сейчас основной вопрос для России, соглашаемся ли мы на корректировку объемов добычи в рамках ОПЕК+. Я думаю, что этот вопрос как раз и обсуждался, потому что часть нефтяных компаний, в частности «Роснефть», наверняка сейчас будет активно продвигать свою идею об отказе от этого соглашения или по крайней мере о том, что не нужно участвовать в дальнейшем сокращении объема производства. Но сейчас, когда встает вопрос корректировки цены на нефть для того, чтобы поддержать ее, чтобы она не упала ближе к 40, ОПЕК+ должна предпринимать какие-то масштабные шаги и существенно сократить объемы производства для мирового рынка. Тогда мы увидим опять возврат к 50-60, а сейчас мы уверенно идем к коридору 40-50. Раньше, буквально с начала 2020 года, российская позиция заключалась в том, что сокращать объемы производства не нужно и улучшение ситуации с коронавирусом автоматически приведет к увеличению цены. К концу февраля коронавирус не побежден, более того, он распространяется на другие страны, и в этих условиях так просто дождаться автоматического повышения цен будет сложно. Поэтому Путин и обсуждает, что надо менять стратегию, видимо, и сейчас важно понимать, что для нас важнее — поддержать цены или сохранить объемы производства, потому что бесконечно сокращать объемы добычи невозможно. Если ты его один раз сократил, то дальше ты его сокращать уже, скорее всего, не сможешь по причине того, что если ОПЕК+ примет решение о повышении объемов добычи, то это автоматически вызовет панику на бирже и падение цен. Есть и другой аспект всей этой истории: в том, что бюджет принимался при расчете 42,4 доллара за баррель, мы действительно в плюсе и нормально себя чувствует российская экономика. Но проблема в том, что дополнительные социальные расходы Россия на себя берет после послания Путина Федеральному собранию, и на все эти социальные программы нужны деньги. Есть риск того, что цена нефти упадет ниже, чем эти 42. Все это, конечно, заставляет российское руководство думать, а что же делать дальше, как поменять ситуацию, реализацию этих обещаний, которые Путин озвучил».
Страны ОПЕК+ проведут очередную встречу 5-6 марта. В начале февраля технический комитет ОПЕК+ рекомендовал продлить текущую сделку по снижению нефтедобычи, которая заканчивается в марте, на весь год. При этом предлагается еще увеличить сокращения на 600 тысяч баррелей в сутки. Саудовская Аравия настаивает на дополнительном сокращении добычи на 1 млн баррелей. Как сообщили источники, Эр-Рияд предлагает разделить сокращение между четырьмя странами: Кувейтом, ОАЭ, Россией и Саудовской Аравией.
PMI Китая в феврале рухнул почти на 15 пунктов по сравнению с январем, опустившись ниже 36 и пробив дно кризиса 2008 года. При этом прогноз был на уровне 45 пунктов. Спад в секторе услуг Китая оказался еще глубже: индекс обвалился почти вдвое — до 29,6, хотя аналитики считали, что заморозка в промышленности обойдет стороной непроизводственный сегмент. Средний прогноз составлял 50,5 пункта.
Ряд экспертов считают, что понедельник будет угольно-черным — как на китайских биржах, так и на мировых. Промышленные индексы PMI по другим странам будут опубликованы в понедельник, 2 марта, а сервисные и композитные — в среду.
Как откроются рынки, стоит ли ждать «черного понедельника» и какие перспективы у нефтяных котировок? Старший аналитик «БКС Премьер» Сергей Суверов считает, что в очередной раз будет негативное открытие.
Начальник аналитического отдела компании «Риком-траст» Олег Абелев отметил, что та ситуация, которая сейчас происходит в китайской промышленности, уже заложена в котировки.
Олег Абелев начальник аналитического отдела компании «Риком-траст» «Поэтому я думаю, что то снижение, которое было на мировых рынках на завершающейся неделе, уже учитывало в себе индексы Китая. Думаю, что следующая неделя, конечно, будет держать нефть под давлением снижения, и уровень в 47-48 за баррель нефти Brent более чем реальный. Но чтобы цены ушли ниже этих уровней, нужны либо совсем сильные продажи на больших объемах, которые, сомневаюсь, что будут, поскольку большие объемы были на прошлой неделе. Либо нужны какие-то очень негативные истории со снижением спроса на нефтепродукты по всему миру из-за коронавируса. Все-таки основные бенефициары — это транспортные компании, которые уже сократили свой спрос на нефть. Пока непонятно, кто еще может в таких объемах его сократить. В принципе, именно это и дает повод говорить о том, что прям уж «черного понедельника» ждать не стоит. Хотя снижение возможно».
Советник по макроэкономике генерального директора компании «Открытие брокер» Сергей Хестанов подчеркивает, что открытие понедельника во многом определится психологией участников рынка.
Европейские рынки завершили торги в пятницу в «красной» зоне. Потери по основным индексам составили более 3%. Американский Dow Jones упал примерно на 1,5%, а S&P — больше чем на 3%. Индекс Мосбиржи снизился почти на 4,5%, а РТС — рухнул более чем на 6%. При этом нацвалюте удалось удержаться ниже 67 за доллар и ниже 74 за евро, хотя в моменте эти уровни были пробиты.