Сирийская армия объявила о закрытии воздушного пространства над Идлибом
В распоряжении командования армии говорится, что любой самолет, нарушивший воздушное пространство в указанной зоне, будет рассматриваться как враждебный и будет сбит
Читать на полной версииОбновлено в 18:08
Командование сирийской армии объявило о закрытии воздушного пространства над провинцией Идлиб, сообщает сирийское государственное агентство САНА. В распоряжении сказано, что любой самолет, нарушивший воздушное пространство в указанной зоне, будет рассматриваться как враждебный и будет сбит.
Турция назвала операцию в Идлибе «Весенний щит», глава Минобороны страны Хулуси Акар сказал, что операция идет полным ходом и была начата после гибели турецких военных 27 февраля. При этом еще утром 1 марта обсуждались возможности для мира — 5 или 6 марта должна состоиться встреча Владимира Путина и Реджепа Эрдогана в Москве.
Ситуацию Business FM обсудила с председателем президиума Совета по внешней и оборонной политике, политологом, главным редактором журнала «Россия в глобальной политике» Федором Лукьяновым.
— Во-первых, надо понимать, что идет столкновение, которое сейчас, как и во всех других случаях, сопровождается мощнейшим информационным шумом и нагнетанием. Поэтому все эти новости — сбили, закрыли, поразили — надо, как говорят, делить на несколько. Что там в итоге, каковы будут результаты этой кампании, мы узнаем чуть позже, когда схлынет эта пена. 5 марта уже объявлен визит Эрдогана в Москву, с ним поедет вся верхушка Минобороны, МИД и разведка. То есть понятно, что будут опять очень серьезные переговоры, как дальше будут складываться взаимоотношения России и Турции в Сирии. Довольно примечательно, что сначала Эрдоган объявил о том, что он ждет Путина в Стамбуле 5 марта, а в результате, как и ожидалось, он едет в Москву. Понятно, что Путин ни при каких обстоятельствах на поклон к султану, так сказать, не поедет, а если что, то готов принять просителей у себя. В преддверии этих переговоров турецкая сторона стремится создать более благоприятные переговорные позиции для себя, а это производится путем успехов «на земле». Поэтому эта атака — ответ на успехи сирийских войск и российской авиации за последние пару месяцев. Это желание максимально отодвинуть обратно, нивелировать то, чего достигли сирийцы, и уже с этих позиций вести торг. То, что торг будет идти, очевидно, но ни о какой войне России и Турции речи быть не может.
— Но ранее советник Эрдогана Месут Хакки сказал, что мы уже 16 раз воевали, можем и в 17-й раз это сделать.
— У нас тоже на машинах пишут «можем повторить», это же не значит, что мы идем на Берлин опять. А это тоже пропаганда, все понятно, психологическая война. Некуда деваться друг от друга России и Турции в Сирии, и договоренности почти неизбежны. Есть, конечно, шанс, что закусываются удила, ну и там уже рациональное начинает отступать. Когда речь идет о лидерах такого темперамента, как Эрдоган, исключать это полностью невозможно. Но мне кажется, что все-таки этого не будет, иначе бы он не ехал. И с российской стороны как раз появляется максимальное хладнокровие и расчетливость, никто не хочет обострять. Там есть масса других факторов. Там, например, как говорят на жаргоне, «под замес» попал Иран, иранские силы. И проиранские типа «Хезболлы» воюют вместе с сирийцами. У них к туркам нет претензий, но теперь получилось, что они под огнем и теперь уже есть погибшие. Иран это дико напрягает.
— А будет Москва реагировать, если подтвердится, что действительно турки сбили сирийский самолет?
— Я бы прям стопроцентно на веру заявление турок не брал, потому что участвуют там российские самолеты или какие-то подразделения или нет, мы не знаем. Если турки скажут, что в ударах участвуют русские, они тогда должны не сирийцев объявить враждебными...
— А воевать с союзником своим.
— Да, воевать. Но мы, не дай бог, ни в коем случае не союзники.
— По крайней мере, согласно сочинскому меморандуму, мы все-таки какие-то союзники.
— Партнеры. Но дело даже не в том, партнеры или не партнеры, а в том, что это абсолютно другой масштаб боевых действий и совершенно другая сила. Сирийские войска для Турции — достаточно легкий противник, а вот Россия — нет. Поэтому я думаю, что бы там на самом деле ни было, Турция будет до последнего избегать упоминания о том, что есть прямое противостояние, потому что это очень обязывающее заявление, за этим что-то надо делать. Нельзя просто сказать: нас русские атакуют, а мы вот сидим и ждем.
— В самой Турции ночью ворвались в квартиры турецких сотрудников Sputnik, обвиняли в том, что они предатели родины, работают на русских. Сейчас их задержали.
— Это очень прискорбно и отвратительно, потому что мы видим буквальное повторение в турецком варианте истории Вышинского на Украине, потому что их обвиняют в публикации, посвященной истории. Понятно, что это чистая провокация. Что касается перспектив того, как отношения с Турцией будут складываться у нас, все возлагают надежды на этот разговор Путина с Эрдоганом.
Тем временем, как сообщили сирийские СМИ, воздушной целью, уничтоженной в воскресенье в Идлибе, оказался крупный турецкий беспилотник, а не самолет. До этого Анатолийское агентство сообщало, что в небе над Идлибом с турецкого наблюдательного пункта под Серакибом сбит сирийский самолет. Российское Минобороны также назвало фейком информацию о том, что из ПЗРК был сбит бомбардировщик ВКС РФ Су-24.
В воскресенье турецкая полиция задержала сотрудников «Sputnik Турция», в частности главного редактора Махира Бозтепе. Причиной якобы стала публикация на сайте агентства под заголовком «Украденная провинция: почему Франция передала Турции часть Сирии 80 лет назад». Проправительственная пресса, в частности газета «Ени Шафак», утверждает, что в статье были сделаны заявления о том, что провинция Хатай должна снова стать сирийской. Турецкий текст на сайте недоступен, но в существующем английском переводе ничего подобного не утверждается.
Ранее главный редактор RT Маргарита Симоньян сообщила, что сотрудники «Sputnik Турция» перестали выходить на связь после обращения в полицию. В субботу в квартиры сотрудников агентства, являющихся гражданами Турции, ворвались агрессивно настроенные митингующие. Они угрожали журналистам физической расправой и требовали прекратить профессиональную деятельность.
По сообщению МИД России, с вечера журналисты находятся в силовых структурах Турции, до сих пор с ними не удается установить связь. Дипломаты призвали власти Турции вмешаться в ситуацию и обеспечить безопасность журналистов. Подробности Business FM рассказал директор по коммуникациям МИА «Россия сегодня» Петр Лидов:
Петр Лидов директор по коммуникациям МИА «Россия сегодня» «Вчера вечером в квартиры наших троих сотрудников попытались вломиться группы протестующих граждан со всякими националистическими лозунгами и так далее. Те, соответственно, вызвали полицию, полиция пригласила всех в отделение, где они были задержаны. С ними до сих пор нет связи. Мы понимаем из наших источников, что им пытаются предъявить некие обвинения. Возможно, сегодня будет заседание суда, которое должно решить по мере пресечения. Параллельно с этим сегодня с утра в офис к нам в Стамбуле пришли полицейские, пришла полиция, там находились дежурные сотрудники. Полиция попросила встречи с руководством, сказала, что будет ждать. Руководство приехало, приехал наш руководитель представительства «России сегодня» Максим Дурнев вместе с представителем консульства МИД и с адвокатом. Задержан был у себя дома главный редактор «Sputnik Турция», он ждет приезда адвоката. Мы, естественно, моментально обратились и в МИД, и в международные организации. Наш МИД выступил, мы сами выступили с заявлением. Пытаемся понять, в чем обвиняют наших журналистов, будем добиваться того, чтобы они были отпущены сегодня. Понятно, что все это связано практически наверняка с политической ситуацией и взаимоотношениями между Турцией и Россией. Большинство журналистов — граждане Турции, поэтому для них ситуация может быть по-своему сложной, у них нет возможности уехать, они не иностранцы».
Согласно данным турецкой НКО «Ассоциация исследований СМИ и закона», которая в настоящий момент подключается к правовой защите обвиняемых журналистов, в изначальной полицейской справке указано, что редактор турецкого Sputnik обвиняется в нарушении статьи 301 турецкого Уголовного кодекса — это оскорбление государственной власти. И что значительно более опасно — он обвиняется по статье 302 (угроза территориальной целостности государства). По ней грозит пожизненное заключение строгого режима. Однако, как показывает практика преследований журналистов в Турции, в результате обвинение может оказаться совсем иным.
В стамбульском офисе «Sputnik Турция» проходит встреча представителей агентства и его адвокатов, сотрудников российского генконсульства и турецких полицейских. Встреча проходит по требованию турецкой полиции.
Как сообщает РИА Новости, турецкая прокуратура не нашла состава преступления в действиях журналистов «Sputnik Турция», все они отпущены.