Страны Евросоюза рассматривают возможность введения санкций против российских и китайских физических и юридических лиц за их причастность к преступлениям в киберпространстве, сообщило агентство Bloomberg со ссылкой на дипломатические источники.

Переговоры ЕС могут начаться уже на этой неделе. При этом не уточняется, за какие именно кибератаки вводятся санкции и против каких компаний. Как пишет Bloomberg, это будет первое применение режима «киберсанкций» Евросоюза. В него входят запреты на въезд в страны ЕС и замораживание активов компаний.

Последнее обвинение России в кибератаках прозвучало на прошлой неделе. В Грузии заявили о причастности ГРУ к прошлогодним атакам на сайты администрации президента и местных СМИ. К обвинениям присоединились Лондон и Вашингтон.

МИД РФ все отрицает и повторяет, что обвинения «выстраиваются в духе пресловутого highly likely». Причастность Москвы действительно недоказуема, считает генеральный директор компании Zecurion Алексей Раевский.

Алексей Раевский генеральный директор компании Zecurion «Эти решения о санкциях принимают конкретные чиновники, учитывая какие-то свои интересы. Во-первых, на территории другого государства собрать какие-то доказательства вообще очень сложная процедура. У нас [работает] полиция и Следственный комитет, и ФСБ — у них есть все полномочия, и то они не всегда могут найти преступника. А представляете, если это в другой стране, если европейский или американский следователь, что он в России сможет сделать, какие доказательства может собрать? Получается, это какие-то истории из разряда слухов или догадок. Допустим, атака проводилась с российских IP. Но сейчас существует VPN, существует возможность просто взломать в России какой-то компьютер, например ваш, домашний, и с него осуществить атаку. Получается, что вас тогда надо включить в санкционные списки? Это же бред, согласитесь. Я уже не говорю о том, что все боятся «русских хакеров», но этих «русских хакеров» может нанять любой желающий, у кого есть на них выходы и соответствующие денежные средства».

Волна обвинений Москвы в кибератаках началась в 2018 году, когда Нидерланды заявили о причастности четырех россиян к планированию хакерской атаки на Организацию по запрещению химоружия. Все они якобы были сотрудниками ГРУ. США, в свою очередь, обвинили Россию в кибератаках на WADA, USADA, Спортивный арбитражный суд, ФИФА и другие спортивные организации.

Возможные «киберсанкции» — последствия политики Запада по ослаблению Москвы и Пекина, говорит немецкий политолог Александр Рар.

Александр Рар журналист, политолог «Америка давит на ЕС, чтобы европейцы перестали сотрудничать в высокотехнологичной сфере с китайцами и с Россией. Но в то же самое время и в Европе есть голоса, например, кандидат в канцлеры господин Реттген тоже высказывается за санкции против России. Никому уже, к сожалению, факты не нужны. Можно только сказать, что западные страны и западные политики еще больше вмешивались на стороне Хиллари Клинтон в избирательную кампанию, чем, может быть, какие-то мнимые российские хакеры. Я думаю, это просто предлог, который используется в большой геополитической игре в период переустройства мира, чтобы вытолкнуть Россию из Европы, понизить значение Китая и спасти монополию Запада в мировом порядке».

Как отмечает Bloomberg, многие члены Евросоюза не хотят портить отношения с Китаем, а некоторые страны стремятся к «нормализации отношений» с Россией. При этом введение режима «киберсанкций» требует единогласного одобрения всех членов Евросоюза. Подготовка ограничений может занять около двух месяцев.