ФСБ сообщила о задержании подростков, готовивших нападение на школу в Саратове
Двое задержанных состояли в «интернет-сообществах, пропагандирующих идеологию массовых убийств и суицида», уточнили в спецслужбе
Читать на полной версииОбновлено в 19:13
ФСБ сообщила о задержании двух подростков, готовивших вооруженное нападение на одну из школ Саратова. Как уточняется, задержанные 2005 года рождения, они состояли в «интернет-сообществах, пропагандирующих идеологию массовых убийств и суицида». Волжский районный суд Саратова заключил подростков под стражу до 25 апреля, сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу следственного управления Следственного комитета по региону.
ФСБ распространила видео допроса молодых людей, а также фрагменты осмотра их тайников. Один из них сказал, что заинтересовался темой массовых убийств в школах год назад, целью нападения была месть. По словам другого задержанного, атаку они хотели совершить в мае этого года. На допросе также прозвучало, что один из них планировал убить 40 человек. По данным спецслужбы, подростки хотели использовать обрез охотничьего ружья и самодельные зажигательные смеси.
Ранее в феврале ФСБ сообщала, что предотвратила новые теракты в школах Керчи, которые также готовили подростки. У них дома были найдены самодельные взрывные устройства с поражающими элементами, которые они купили в интернете для изготовления взрывчатых веществ, говорилось в сообщении.
Тогда же в ФСБ рассказали, что всего с 2018 года обнаружили полторы сотни экстремистских молодежных сообществ в интернете и предотвратили полсотни нападений на школы. В службе безопасности считают, что «на антиобщественные настроения и жестокость молодежь провоцирует масштабная пропаганда радикальной идеологии».
Полковник запаса ФСБ, бывший руководитель подразделения КГБ по борьбе с терроризмом Владимир Луценко отмечает, что все это не совсем терроризм.
Владимир Луценко полковник запаса ФСБ, бывший руководитель подразделения КГБ по борьбе с терроризмом «На мой взгляд как специалиста, который занимался вопросами борьбы с терроризмом, конечно, это немного другая тема. Все-таки терроризм — это политически мотивированное применение крайних форм насилия против мирного населения. Здесь идет речь скорее об отклонениях психики и воспитания. Люди уходят совершенно в иной мир, это сказывается на психике. Столько сумасшедшего, немотивированного насилия на экранах, крови, ужасов, что у ребенка психика, конечно, может уйти в совершенно нежелательную сторону. А про компьютерные игры я не говорю, они становятся все более приближенными к реальности, и даже у взрослого человека может крыша поехать. Человек же не рождается преступником, но его делают преступником обстоятельства, среда, какой-то неудачный этап, пройденный в жизни. А тут ни с того ни с сего школьники, дети начинают планировать убийства. Какая к черту месть? Как они заявили на допросе. Надо задуматься о подрастающем поколении. Ведь это не только у нас, это, к сожалению, по всему миру».
Сообщения ФСБ о полусотне предотвращенных нападений на школы, которые планировали дети, поступают на фоне резонансных дел об экстремистских молодежных сообществах — «Нового величия» и «Сети», запрещенной в России. Неясно, действительно ли экстремизм «молодеет» или это обычная работа с самой протестной прослойкой общества, говорит ведущий эксперт Центра политического анализа Михаил Захаров.
Михаил Захаров ведущий эксперт Центра политического анализа «Во-первых, существует такая штука, как ведомственная активность. Поскольку региональным главкам ФСБ, МВД необходимо ловить одним террористов, а другим — экстремистов, то если у вас на территории таковых не очень наблюдается, то получается, что вы вынуждены в некоторых случаях искать не там, где потеряли, а там, где светло. Изобретать разные искусственные образования. Есть второй момент: в принципе, молодежь как драйвер протеста — это исторически подтвержденный факт. Молодежь всегда была главенствующей силой. Это относится не только к России. Можно вспомнить «Красный май» 1968 года в Париже и аналогичные движения в других странах Европы. Мы не можем точно говорить, что молодежь радикальным образом за последние два года увеличила свой протестный потенциал».
По данным МВД, подростковая преступность в последние годы, наоборот, снизилась. Об этом на расширенной коллегии МВД 26 февраля заявил глава министерства Владимир Колокольцев. В прошлом году на учете по делам несовершеннолетних состояли 300 тысяч детей, каждый третий исправился и был снят с учета, отметил Колокольцев.