«Перейти к дипломатии». Путин и Эрдоган обсудили кризис в сирийском Идлибе
После завершения беседы с российским президентом лидер Турции поговорил с канцлером Германии Ангелой Меркель и главой Франции Эммануэлем Макроном
Читать на полной версииВладимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган обсудили кризис в Идлибе. Телефонный разговор лидеров России и Турции состоялся спустя день после начала турецкой операции на севере Сирии. Как сообщили в Анкаре, Эрдоган и Путин в ходе разговора «выразили приверженность всем достигнутым ранее договоренностям по Сирии». Среди прочего Эрдоган заявил Путину о «необходимости сдерживания» сирийских войск в Идлибе и призвал российского лидера «добиваться полной имплементации» сочинских соглашений.
В Кремле рассказали о договоренностях двух лидеров «активизировать межведомственные консультации по Идлибу» с целью снижения напряженности, прекращения огня и нейтрализации террористической угрозы. Москва планирует продолжить контакты с Анкарой по линии военных ведомств «в интенсивном режиме».
Какие выводы можно сделать из обтекаемых формулировок в заявлениях обеих сторон? Ситуацию комментирует руководитель Центра Ближнего и Среднего Востока Российского института стратегических исследований Владимир Фитин.
— Судя по всему, попытка турецкой стороны решить вопрос силовым путем, не только остановить наступление сирийской армии в Идлибе, но и попытаться отбросить ее от занятых позиций привела к тому, что они почувствовали, что позииция российской стороны достаточно четкая и поддержка сирийской армии является непреложным фактом. Поэтому после жестких заявлений с турецкой стороны на самом высоком уровне, серии угроз и ультиматумов турецкая сторона поняла, что этот язык неприменим к России, и поэтому лучше вновь перейти к дипломатии, а не к угрозам и тем более каким-то реальным военным действиям.
— Как вы думаете, в какую сторону теперь будет двигаться линия фронта в Идлибе?
— Думаю, что сейчас все-таки фронт остановится там, где сейчас зафиксированы позиции сторон. То есть определенный этап пройден, и сирийская армия заняла более выгодные позиции, это очень важно для развития экономики страны, для того чтобы логистика была обеспечена должным образом. В любом случае вопрос Идлиба должен быть завершен окончательным прекращением существования там террористических группировок. Но, возможно, пойдут по пути какой-то зоны вблизи границы Сирии с Турцией и установки какой-то зоны, в которую сирийская армия не входит, так же как это удалось турецкой стороне добиться на северо-востоке Сирии.
Сразу по завершении беседы с Путиным Эрдоган провел телефонные переговоры с Ангелой Меркель и Эммануэлем Макроном. По итогам контактов три лидера предложили Москве как можно скорее провести четырехстороннюю встречу по Идлибу на высшем уровне.
Предыдущие раунды переговоров Москвы с Анкарой по Сирии не принесли осязаемых результатов. О том, какое значение придают телефонной беседе Путина с Эрдоганом в Анкаре, рассказывает турецкий политолог, доцент Университета экономики и технологий Торговой палаты и биржи Турции Тогрул Исмаил.
В преддверии беседы с президентом России Эрдоган заявил, что происходящее в сирийском Идлибе можно называть «войной». Ожидалось, что прямые контакты двух лидеров позволят предотвратить полномасштабное столкновение между турецкими и сирийскими войсками.