«Смешарики» купили «Фиксиков»
Компания «Рики», создатель «Смешариков», довела свою долю в «Аэроплане» («Фиксики») до 100%. Как производители мультфильмов получили признание и как они его монетизируют?
Читать на полной версииПроизводитель мультсериала о шарообразных существах, смешариках, стал владельцем 100% производителя мультфильма о приключениях маленьких человечков, фиксиков, сообщают «Ведомости». Это одни из самых популярных анимационных сериалов для детей, и не только в России.
За сколько производитель «Смешариков» купил производителя «Фиксиков», неизвестно. Но, как говорят собеседники «Ведомостей», сделка денежная. Компания «Рики» (это «Смешарики») уже владела пакетом в компании «Аэроплан» (это «Фиксики») и теперь довела долю до 100%.
Эти два мультсериала входят в так называемую большую тройку, первое место в которой, конечно, у «Маши и Медведя». Все эти бренды на рынке давно, мультфильмы популярны и в других странах, особенно в Китае. Как теперь будут развиваться «Смешарики» и «Фиксики», прогнозирует историк анимации Павел Шведов.
Павел Шведов историк анимации «Понятно, что любой сериал, который вошел уже в ритм постоянно снимающегося, постоянно действующего, он в том числе получает какой-то флер привыкания со стороны аудитории, которая хочет увидеть что-то новое. У «Смешариков» в этом смысле, наверное, немножко более разнообразная ситуация существует, когда внутри вселенной сериала развиваются так называемые спин-оффы, альтернативные какие-то истории, ориентированные на другие возрастные аудитории. Но «Фиксики» сейчас себя зарекомендовали вполне позитивно и хорошо полными метрами».
К этим мультикам можно относиться по-разному, особенно когда ребенок в сотый раз смотрит одну и ту же серию с навязшей в ушах песенкой. Тем не менее это качественные, коммерчески успешные продукты. По данным СПАРК, прибыль производителя «Смешариков» в позапрошлом году составила около 41 млн рублей.
Финансовые результаты производителя «Фиксиков» не раскрываются. Зато есть данные о совокупном розничном обороте товаров и услуг под всеми брендами двух компаний — 10 млрд рублей. Основной заработок — продажа права использовать бренд. На Западе эту схему применяют давно. В России первопроходцы — «Смешарики», созданные в начале нулевых. Ситуацию комментирует главный редактор «Вестника лицензионного рынка» Мария Рогожина.
Мария Рогожина главный редактор «Вестника лицензионного рынка» «Первыми были «Смешарики», конечно, и потом уже на наш рынок пришли другие бренды. «Маша и Медведь» начала развиваться, масса других проектов начали появляться, и сейчас уже этот бизнес достаточно оформлен. На российском рынке сейчас работают около 50 правообладателей, по данным нашего каталога. Бренды самые разные, начиная с анимационных лицензий и заканчивая, например, брендом Жерара Депардье, который тоже благополучно можно купить и использовать для производства своей продукции».
И «Смешарики», и «Фиксики», и «Маша и Медведь» — российские оригинальные бренды. «Фиксики» созданы по мотивам книги Эдуарда Успенского «Гарантийные человечки» о существах, живущих в технике и чинящих ее. Маша и ее добродушное животное, понятно, восходят к русской сказке. Шарообразные смешарики полностью придуманы российскими аниматорами.
Кроме того, это не просто детский мультик — его смотрят и взрослые. Там есть отсылки к фильмам Земекиса и Хичкока. Или вот очень русское рассуждение о смысле жизни по утрам: «Какой смысл умываться по утрам? Чтобы быть бодрым? А какой смысл быть по утрам бодрым? Какой вообще смысл быть по утрам? Непонятно».
У «Смешариков» на YouTube 2,6 млн подписчиков, у «Фиксиков» — больше 5 млн, а у «Маши и Медведя» — свыше 28 млн. То есть этот канал — один из самых крупных в мире. Той же британской Свинке Пеппе, точнее, официальному русскоязычному каналу, до этого далеко. Тут стоит привести еще одну цитату из «Смешариков» о плохом настроении: «Пойду напьюсь чаю. Может, поможет».