«Многие экономические цепочки нарушены». Как российский бизнес «справляется» с коронавирусом?
Карантин и простой заводов в Китае повлекли убытки для малого и среднего российского бизнеса. Поставки в Россию идут с перебоями, а складские запасы подходят к концу. Одни игроки поднимают цены, а другие ищут альтернативы китайскому рынку
Читать на полной версииПредприятия Китая, закрытые на карантин, должны были возобновить работу 10 февраля. Сделали это не все. Как говорят российские бизнесмены, имеющие контракты с заводами и фабриками в КНР, кое-где после продленных каникул на работу вышел неполный штат сотрудников.
За время карантина в очередях на поставки собрались большие очереди. Предприниматель Юрий, поставляющий в Россию ткани из Китая, рассказал Business FM, что заказ на 10 километров материи раньше делали за две недели и поставляли за пять. Сейчас начнут делать только в середине марта, и то не факт, говорит Юрий.
«Я непосредственно оказываю российским производителям услугу подбора и поставки тканей на заводах в Китае. Бренды сейчас не могут поставить свои изделия, так как у них сырье китайское. Ткани, которые мы заказываем, уже у нас выкуплены, деньги уже переведены. Ткани нам не отправляют, потому что большие очереди на отправку в Россию. Некоторые контейнеры стоят уже больше месяца, все производители обходятся запасами компаний, которые везут контейнеры еще с Нового года. Некоторые из поставщиков отменили скидки и поднимают потихонечку цены. Сейчас примерный рост цен составляет около 10-15%».
Из-за «барахлящих» фабрик в Китае бизнес в сегменте casual-одежды начал подыскивать альтернативные источники поставок. Президент компании Finn Flare Ксения Рясова говорит, что в приоритете у коллег рынки Южной Азии.
К слову, корпорация Foxconn, главный поставщик комплектующих для Apple iPhone, тоже использовала эти рынки. На период карантина нагрузку на себя взяли заводы во Вьетнаме, в Индии и Мексике. Foxconn 20 февраля отправила заказчикам оповещение, что «осторожно возобновляет производство на своих основных заводах в Китае». Компания уже заявила об убытках, но конкретные цифры уточнять не стала.
Генеральный директор компании оптических приборов «Левенгук» Антон Епифанов считает, что, если наладить поставки до конца месяца, его бизнес не пострадает.
Антон Епифанов генеральный директор компании оптических приборов «Левенгук» «Пока они говорят, что откроются в понедельник. Я думаю, что большая часть действительно откроется. Мы никаких особых убытков и неприятностей не понесли, потому что у нас складской запас был. Конечно, многие экономические цепочки нарушены. Фабрики все завязаны друг на друга, и у каждой фабрики по десять поставщиков, и кто-то из них будет закрыт, то есть будут перебои и с изготовлением товара, и с комплектующими. Но если все в конце февраля заработает, то можно считать, что мы все отделались легким испугом».
Российские интернет-магазины о перебоях в поставках и трудностях в логистике не сообщали. С Wildberries Business FM связаться на момент публикации материала не удалось. В «Озоне» редакции сообщили, что ключевые товары поставляют заранее.
«На «Озоне» представлены товары из разных стран. Что касается товаров из Китая, то дефицита нет. В одежде, товарах для дома, компьютерной и бытовой технике сроки поставок длительные, и мы получили партии этих товаров еще во второй декаде января, а запасов достаточно, чтобы обеспечить текущий спрос».
Однако, если простои на китайских фабриках сохранятся еще хотя бы пару недель, никаких предварительных поставок не хватит, отмечает генеральный директор компании «Оптимальная логистика» Георгий Властопуло.
Георгий Властопуло генеральный директор компании «Оптимальная логистика» «Вот буквально пошли первые составы из Шанхая у нас, но все остальное пока не восстанавливается. Отправитель не выходит на работу. Как минимум в конце февраля, начале и середине марта товаров из Китая у нас будет очень мало, и мы все здорово пострадаем. Мы зафиксируем какие-то убытки, но они не критические на сегодняшний день. И я не думаю, что они будут критические в какой-то краткосрочной и даже среднесрочной перспективе».
Кое-какие предварительные цифры потерь все-таки есть. В интервью РБК министр финансов Антон Силуанов сообщил, что в ФТС оценивают проседание от снижения товарооборота с Китаем в 1 млрд рублей в день.