Банки вернули клиентам только каждый седьмой рубль из украденных мошенниками
Низкий уровень компенсаций при таких кражах связан с тем, что большинство пострадавших сами выдают мошенникам секретную информацию
Читать на полной версииИз всей суммы, переведенной без согласия клиентов лишь 15% банки возвращают клиентам, подсчитали в Центробанке. Всего за прошлый год со счетов граждан мошенники украли 6,42 млрд рублей. Из этой суммы банки вернули клиентам только 935 млн.
Когда прошлым летом жительница Петербурга Татьяна ответила на телефонный звонок, она даже представить не могла, что за несколько минут лишится 300 тысяч рублей. Очень серьезный мужчина, по голосу немолодой, представился службой безопасности Сбербанка. Сказал, что в целях безопасности нужно пройти в онлайн-банк, и якобы переключил на другого сотрудника, который этим занимается. Затем другой голос рассказал: была попытка взлома, чтобы защитить деньги, нужно их перевести на другой счет, вспоминает Татьяна.
«Этот счет продиктовали, сказали, что вы сейчас пока его в своем личном кабинете не видите, поскольку мы сейчас все это меняем, нужно перевести деньги на этот счет. Я сняла и перевела. Не понимаю, почему я это делала, как-то очень странно, голоса какие-то, все постоянно переключалось-переключалось, на фоне еще какие-то звуки были. Сбербанк не помог. Счет, на который переводил, был «Яндекс.Деньги». В «Яндекс» я написала, мне пришел ответ, что, к сожалению, все деньги уже выведены. Я пришла в полицию, надо мной посмеялись, посмотрели, сказали, что все безнадежно, поэтому, собственно, я закончила с этим делом».
Прием со службой безопасности один из самых распространенных среди мошенников. Мало того, что они вводят клиентов в заблуждение, называя фамилию, имя, зачастую и последние цифры номера карты и другие персональные данные, так еще и психологически давят на клиента, мотивируя тем, что деньги в опасности и, если не принять какие-то меры, это приведет к потерям.
Но мошенники используют и другие приемы. Например, одной женщине позвонили якобы из банка, назвали все ее данные и сказали, что организация решила увеличить кредитный лимит после ее покупок, назвали, где и когда они были сделаны. Когда клиентка согласилась, ее попросили назвать код, который пришел на телефон. Она так и сделала, а мошенники подключились к личному кабинету и вывели все деньги.
Никому нельзя сообщать коды доступа по телефону, а если звонит человек и представляется работником банка, лучше всего прекратить разговор и перезвонить в свою кредитную организацию самостоятельно, говорит директор департамента системных решений Group-IB Антон Фишман.
Антон Фишман директор департамента системных решений Group-IB «Надо понимать, что мошенники могут подделать любой номер телефона, и при СМС-сообщениях, и при звонках, это не проблема. Поэтому, если вам звонит человек, говорит, что он представитель банка или что-то еще, ваша карта заблокирована, называет ваши персональные данные, какие-то конфиденциальные данные и требует совершить какие-то действия, ничего совершать, конечно, не нужно, а нужно повесить трубку и перезвонить в банк. Когда вы сами набираете номер своего банка, вы уже в любом случае попадете именно в банк, подделать именно ваш исходящий звонок невозможно. На всех банковских картах, в интернете указаны общие телефоны банка. Последний год вишинг — это разновидность фишинга по телефону — набирал обороты, огромное количество схем: и звонки с просьбой установить программу для удаленного управления, и звонки с просьбой назвать коды, и все остальное».
Технологии резко рванули вперед, и к тому, что их могут использовать против владельцев банковских карт, готовы далеко не все. Стоит критически относиться к любому звонку, который поступает якобы из банка, с опасением относиться к любым рассылкам, проверять, действительно ли это официальный сайт банка, не устанавливать незнакомые приложения на телефон, например для дистанционного управления экраном смартфона. Другими словами, повышенная бдительность и активная осторожность — лучшие помощники в защите от мошенников и киберрисков.