В ФАС объяснили, зачем надо ввести аукционы на вылов рыбы
Замена исторического принципа распределения квоты на добычу рыбы в России электронными аукционами поможет развитию рынка и привлечет инвесторов, считают в ФАС. Представители отрасли уверены, что это негативно скажется на бизнесе и потребителях
Читать на полной версииФедеральная антимонопольная служба вновь предлагает ввести аукционы на право добычи рыбы в России. Об этом ТАСС сообщили в Росрыболовстве.
Сделать это предлагается по аналогии с крабовыми аукционами. Будут разыгрываться квоты на вылов рыбы, которые сейчас закреплены за предприятиями по так называемому историческому признаку, то есть квота закрепляется на основании данных о добыче компании за предыдущий период. Последний раз квоты по такому принципу были закреплены с 1 января 2019 года на 15 лет.
Нововведение поможет развитию рынка и привлечению инвесторов, объяснил Business FM заместитель руководителя ФАС Михаил Евраев.
— Мы предложили отказаться от исторического принципа и перейти на распределение на электронных аукционах именно потому, что на электронных аукционах мы ожидаем прихода инвесторов. Инвестиции, которые будут ими сделаны, послужат улучшению качества жизни людей на этих территориях, помимо того что, конечно же, появится конкуренция. Как известно, без конкуренции ни одна отрасль еще никогда не развивалась.
— Программа квот взамен на инвестиции будет тогда прекращена?
— Вопрос заключается в том, как это делать. Это вопрос обсуждения. Есть разные варианты, у нас самих есть несколько различных предложений. Но вначале нужно договориться о принципе — о том, что мы не просто взяли и распределили квоты один раз на всю жизнь, и теперь просто будут продлеваться договоры, и никогда больше никакой конкуренции не будет, а о том, что это будет все-таки распределяться с определенной периодичностью именно на конкурентной основе. Если с этим все согласны, тогда дальше нужно переходить к механизму, как это именно делать.
Система распределения квот на вылов рыбы, основанная на историческом принципе, соответствует мировой практике: все крупнейшие цивилизованные рыбодобывающие страны — Дания, Канада, Исландия, Норвегия, Япония, США — используют этот принцип.
Business FM спросила у экспертов отрасли и представителей бизнеса, что они думают о предложении ФАС.
Олег Твердохлеб председатель правления Калининградского областного союза рыболовецких колхозов «Конечно, изменение произойдет: затраты-то на аукцион куда-то надо будет девать тем, кто в них будет участвовать. Соответственно, это ляжет на цену готового продукта. Мы же все понимаем, кто сможет выиграть аукционы, — те, у кого большие финансовые средства имеются в наличии. Мелкий и средний бизнес, который этих средств не имеет, будет с уменьшенными квотами работать, экономическую эффективность потеряет. Часть предприятий, конечно же, обанкротятся. Произойдет некий передел рынка».
Такие нововведения развалят рыбную отрасль, считает капитан — директор камчатского рыболовецкого колхоза имени Ленина Сергей Тарусов.
— Сейчас идут большие инвестиционные программы у многих рыбопромышленных компаний, серьезные вложения денег. И если ФАС такие вещи будет вводить, она просто рыбную отрасль развалит полностью. Не будет ни обновления флота, ни основных производственных фондов. Политика ФАС бездарная.
— Из-за того что по крабу ввели, в итоге хуже стало?
— Я считаю, что хуже. Малые и средние компании пострадали. У людей просто забрали лимиты.
— Кто-то из отрасли, знакомый вам, вынужден был вообще уйти из бизнеса?
— Когда половину забирают, наверное, тяжело всем будет. Уйти не ушли, но стало просто тяжелее. Сложно планировать дальнейшую свою деятельность.
— Кто тогда бенефициар этих нововведений? Кто-то хочет в рынок зайти?
— По всей видимости, может быть, и так, я не знаю, чью политику ФАС проводит, но я считаю, что это политика антигосударственная.
Затраты в итоге лягут на потребителей, уверен гендиректор РИА Fishnews Эдуард Климов.
Эдуард Климов гендиректор РИА Fishnews «Они хвастаются, что крабовые аукционы — и это объективная реальность — принесли в бюджет дополнительно около 140 млрд рублей. Но кто заплатит эти 140 млрд рублей, которые были изъяты из рыбной отрасли? За это заплатит потребитель. Крабы в массе своей идут за рубеж, соответственно, за это заплатит иностранный потребитель. Теперь антимонопольная служба считает, что по этому хорошему примеру стоит продать остальную рыбу. Для бюджета хорошо? Мне кажется, хорошо. Для граждан России, кажется, вряд ли. Я всегда пытаюсь спросить у антимонопольной службы: как самая высокая цена покупки на аукционе даст самую низкую цену продажи финального продукта? На этот вопрос они не могут ответить. Рыбная отрасль — это очень высокозатратное дело. Это флот, это сложнейшее промвооружение, экспедиционный лов. Люди, кто работает в море, это целые регионы. Я с трудом представляю, как какой-нибудь индивидуальный предприниматель или общество с ограниченной ответственностью с нуля зайдет, купит пароход, найдет людей на пароход, обучит их и отправится рыбачить на два-три года. Никто из рыбаков не будет бенефициаром, потому что их заставят еще раз купить свои квоты».
Идея распространить аукционы на рыбу содержалась в дорожной карте по развитию конкуренции. Предлагалось проводить аукционы раз в три-пять лет. Но до сих пор это предложение не находило поддержки. Годовой оборот отрасли сейчас составляет около 560 млрд рублей.