Мисселинг в массах. ЦБ решил бороться с недобросовестной продажей финансовых продуктов
Жалобы на мисселинг клиенты банков зачастую направляют в ЦБ. Регулятор начал выделять эти претензии в феврале прошлого года, к августу их было уже 2,4 тысячи. Большинство пришлось на инвестиционное страхование жизни
Читать на полной версииВ правилах продажи банками финансовых продуктов назрела необходимость регулирования. Об этом заявила глава Центробанка Эльвира Набиуллина, сообщает РБК. Регулятор сталкивается с массовыми случаями мисселинга — недобросовестной продажи как собственных продуктов банков, так и сторонних, когда банк выступает, по сути, агентом.
Примерно полтора года назад москвичка Любовь пришла в Бинбанк, где у нее был вклад. Менеджер сказала, что в случае продления доходность будет 7%. Когда клиент поинтересовалась, есть ли вклад с повышенной ставкой, менеджер ответила, что у банка есть специальное предложение с доходностью 12% годовых, только деньги должны лежать на счете три года. И только когда договор был подписан, клиент обнаружила, что банк в нем не упоминается совсем, вместо него — «ВСК — Линия жизни», а договор — на инвестиционное страхование жизни, рассказывает Любовь.
«Я уже согласилась, что три года не смогу снимать деньги. Но когда уже постфактум я увидела документы, что положила не в банк, а в страховую компанию, у меня возникли сомнения. Я пришла в банк, а договор заключили со страховой компанией. Как-то странно. Я говорю: «А если я не захочу и хочу вернуть свои деньги?» Она сказала: «Нет, вы уже заключили договор на три года, если возьмете раньше, то по этой таблице…» — и показывает мне таблицу, что если я заберу, допустим, через год, то потеряю одну треть вложенных денег».
Мисселинг, или недобросовестные продажи — распространенная практика, когда менеджеры сообщают, скажем, не все условия сложного финансового продукта. В итоге клиент может заблуждаться насчет доходности или не до конца осознавать возможность потерь. Инвестиционное страхование жизни — сложный продукт.
С января прошлого года Всероссийский союз страховщиков принял стандарты продаж, согласованные с Центробанком. Они должны навести порядок в продаже таких полисов. А затем 1 апреля дополнительно Центробанк выпустил указание об обязательной информации, которая должна быть указана в полисе для клиента, после чего количество жалоб заметно снизилось, говорит генеральный директор страховой компании «ВСК — Линия жизни» Олег Воляник.
Олег Воляник генеральный директор страховой компании «ВСК — Линия жизни» «Такие случаи у нас имели место в достаточном количестве в 2018 году. После введения этих двух документов у нас в 2019 году прекратились какие-либо жалобы о нарушениях продаж, за весь 2019 год было буквально несколько штук. Практически изжили. Продавали не только мы, в том же Бинбанке работали помимо нас еще три компании. На сегодняшний день почти все банки продают такие полисы, это не вызывает никаких вопросов. Банк получает комиссионное вознаграждение от 8% до 12% в зависимости от продуктов инвестиционного страхования жизни, размер этой комиссии указан в полисе, клиент это видит, это никто не делает секретом, и эти цифры никак не скрываются от клиента».
Но если глава Центробанка говорит о необходимости полноценного регулирования правил продаж, значит, для клиентов проблема все еще есть. А пока правила не влияют на работу банков, как требования, например, к капиталу, стоит крайне внимательно относиться ко всем предложениям банков.