Уго Чавес приступил к распродаже долларов
Уго Чавес принял рискованное решение продать доллары из резервов Национального банка. Между тем в стране начались волнения из-за закрытия ряда вещательных компаний
Читать на полной версииВпервые за последние шесть лет правления в Венесуэле Уго Чавес принял рискованное решение продать доллары из резервов Национального банка. Следуя указанию революционного лидера добиться того, чтобы доллары «жгли руки спекулянтам», Банк Венесуэлы за две недели, прошедшие с 13 января, продал уже 179 миллионов долларов, дабы наказать тех игроков рынка, которые осмеливаются играть на понижение курса боливара.
Вообще-то открытые валютные торги не проводились в Венесуэле с 2003 года, когда сам Чавес их и запретил. Тогда это преподносилось общественности как мера, направленная на борьбу с валютной спекуляцией.
В январе нынешнего года Уго Чавес объявил о централизованной девальвации боливара, для которого было установлено сразу два параллельных курса по отношению к доллару. Эти меры были представлены как план по оживлению экономики, удивительным образом совпавший с началом агитационной кампании по выборам в венесуэльский парламент, назначенным на сентябрь 2010 года.
Эксперты крайне скептически отнеслись к данному плану, поскольку национализация частного сектора, практикуемая в рамках курса на построение венесуэльского социализма, вынуждает венесуэльцев, имеющих хоть какие-то средства, переводить их за рубеж. По данным экономиста Альберто Рамоса (Alberto Ramos) из банка Goldman Sachs, с 2005 года из Венесуэлы выведено более 93 миллиарда долларов.
В интервью агентству Bloomber, Рамос пояснил, что проблемы венесуэльских финансов нельзя решить долларовыми инъекциями Центробанка. «Венесуэльцы больше всего боятся, что их деньги будут конфискованы. Поэтому они готовы идти на большие финансовые издержки, только чтобы вывести их из страны. При нынешней ситуации вбросить на рынок 20 миллиардов долларов, 50 миллиардов или 100 миллиардов недостаточно. Экономика Венесуэлы может полностью лишиться ликвидности», — уверен эксперт.
Чавес, 55-летний бывший подполковник спецназа за время своего сумбурного правления национализировал нефтяную, цементную, сталелитейную промышленность и сектор коммунальных услуг. Он также объявил собственностью государства многочисленные иностранные предприятия — от заводов по шлифовке риса американского гиганта Cargill до франко-колумбийских гипермаркетов Exito. Международный арбитраж сейчас рассматривает иск американской нефтяной компании Exxon Mobil к правительству Венесуэлы.
Между тем с начала недели в Каракасе и других крупных городах страны проходят ожесточенные студенческие протесты, сопровождающиеся схватками с полицией. По данным CNN, два студента убиты.
Молодежь вышла на улицы после того, как Чавес распорядился закрыть популярную независимую телерадиокомпанию RCTV, а также еще 5 негосударственных вещателей. Все они обвинены в том, что осмелились не транслировать многочасовое воскресное телешоу Чавеса «Алло, президент».
На разгон манифестантов, как принято в Венесуэле, брошены не только полицейские спецназовцы, но и боевики из полувоенных организаций сторонников Чавеса. Именно они первыми открывают стрельбу по студентам. Первой жертвой стал 16-летний юноша в штате Мерида.
Проблемы венесуэльского режима не исчерпываются экономическими неурядицами и уличными беспорядками. В понедельник неожиданно подал в отставку один из самых доверенных людей Чавеса, вице-премьер и министр обороны Рамон Каррисалес (Ramon Carrizalez). Вместе с ним прошение об отставке «лидеру Боливарианской Революции» — как официально принято именовать президента, — вручила жена вице-премьера, министр окружающей среды Юбири Ортега (Yubiri Ortega). Венесуэльская газета El Universal подчеркивает, что решение высокопоставленных супругов принято «исключительно по личным мотивам; никаких разногласий в правительстве не существует, а всякая иная версия является ложной и тенденциозной».