Мишустин: Сбербанк примет участие в строительстве цифровой платформы государства
Об этом премьер-министр сказал на встрече с Германом Грефом. Они обсудили переход банка под крыло правительства. Что еще стоит за сделкой?
Читать на полной версииВстреча премьер-министра Михаила Мишустина и главы Сбербанка Германа Грефа, как кажется, прояснила глубинный смысл перехода контроля над «Сбером» от Центробанка к правительству. Это был «очень важный день», сказал Герман Оскарович, которого цитирует «Интерфакс». Он добавил еще одну ключевую фразу: «Мы долго готовили это событие».
Кто такие в данном случае «мы», банкир не пояснил. Но, наверное, и так понятно, что глава Сбербанка сыграл не последнюю роль в том, чтобы такая сделка состоялась. Между Грефом и Центробанком последние годы были большие публичные трения. Теперь ЦБ не сможет влиять на «Сбер» как акционер — только как регулятор. Ну а для Минфина окончательно прекратится спор за дивиденды от госбанка. Это все важно.
Но не менее и даже более значимы слова премьер-министра. Сервисы, которые применяет Сбербанк, будут использовать для построения цифровой платформы государства, сказал Мишустин. Таким образом, определена большая роль Сбербанка в построении нового экономического будущего страны. Герман Греф теперь не просто мудрый советчик и пример для подражания — ему, по сути, доверена цифровизация. И исполнение соответствующего нацпроекта, видимо, во многом будет зависеть от Сбербанка.
Это, наверное, не случайно. Примерно десять лет назад наши власти в основном мечтательно рассуждали о новых технологиях. Особенно с приставкой «нано». А Герман Греф в это же время не рассуждал, а внедрял в Сбербанке электронную очередь — цифровой сервис, который тогда воспринимался как прорывный. И это было лишь началом превращения «Сбера» в самый передовой банк страны. Вершиной стала система онлайн-платежей. Тогда тоже все лишь рассуждали о будущем финтеха, а Сбербанк его на глазах у всех создавал.
Точно так же поступал и Михаил Мишустин, который сделал из ФНС чуть ли не самую эффективную налоговую систему в мире. И теперь, когда он возглавил правительство, немудрено, что к нему, по сути, примкнул и Греф. Это не дает повода упрекать ЦБ в том, что как акционер Сбербанка он проводил слишком консервативную политику. Регулятор на то и регулятор, чтобы быть консервативным и не спешить с резкими решениями. За это, кстати, Эльвиру Набиуллину журнал Euromoney в 2015 году признал лучшим центробанкиром в мире. В общем, все лучшие и все при деле. Осталось дождаться результата.