Жители деревни Терехово не могут добиться компенсации за жилье на «безумно дорогой московской земле»
Случай пенсионерки Раисы Полотеровой — особый, ей компенсации вообще не полагается, женщина теперь по суду лицо без определенного места жительства
Читать на полной версииМосковскую деревню Терехово сносят, несмотря на протесты местных жителей, которые отказываются покидать свои дома. Их жилье изымают под госнужды. На территории деревни хотят построить станцию метро «Терехово», транспортно-пересадочный узел и, как считают жители, жилые высотки.
Деревне 500 лет, она входит в состав столичного района Хорошево-Мнёвники. Несколько человек, которые там остаются, — это жители, которые не могут добиться справедливой компенсации от властей за свое жилье на дорогой московской земле рядом с комплексом «Москва-Сити».
Часть жителей деревни выписывают по суду и отправляют в никуда из-за неопределенных прав собственности на их обветшалые дома. Пенсионерка Раиса Полотерова (ей 65 лет) была прописана в доме свекра, прожила там 40 лет, но прав наследования у нее не было. Власти предложили женщине место в комнате в центре для лиц без определенного места жительства имени Елизаветы Глинки. Выписали через суд без ее ведома, сказала Раиса Полотерова Business FM.
— Мой собственник умер, он мне свекром был. Я не могла, это ни папа, ни мама.
— То есть вам ничего не предлагали, никакого варианта?
— Мне ничего не предлагали. Я два раза в суд ходила. Когда мне сказали, что вы бомж, я отказалась ездить в суд. У меня просто ездил адвокат.
— А дома, я так понимаю, фактически уже нет?
— Стоит дом, стоит. Отстояли мы дом. Мы сидели в доме, просто никто не стал ломать его трактором. Сказали, что они не будут беспокоить. Я не знаю, что будет через неделю. Опять это все начнется, война.
Чтобы сдержать снос своих домов, жители не выходят из них, когда приезжают экскаваторы. Эта была идея депутата Мосгордумы Екатерины Енгалычевой. Она вместе с пенсионеркой Раисой Полотеровой находилась в ее доме, когда его должны были по плану сравнять с землей. Строители отступили.
Соседу Полотеровой Андрею Орлову не всегда удается круглосуточно оставаться в доме, который тоже должны снести. Компенсацию за дом он тоже не получил, хотя все права собственности у него оформлены. По его словам, власти считают компенсацией полученную им 25 лет назад квартиру в Москве.
«Уже ничего не предлагают. Я здесь родился, вырос. В 1997 году дали квартиру по улучшению социальных условий. Получил квартиру, и они говорят, что это ты получил свою компенсацию, тебе больше ничего не предоставляют. Идут угрозы и звонки, ну чтобы выезжать. То, что дети появились, внуки, все остальное, никого не волнует. Нужна земля, нужно выселить человека, и все, силовыми методами какими-то. Два суда прошло, и прошло в мою пользу. Есть адвокат, конечно, да, помогает. Бывает такое, что это единственное мое последнее жилье. Я прописался сюда через суд. Работы меня лишили за выступление мое по итогу».
По словам Андрея Орлова, большинство жителей деревни съехали, получилв за свои дома компенсации, и купили жилье в Москве или Подмосковье. Всего жителей, которые остаются в деревне, около десяти человек. Они продолжают судиться и добиваться компенсации. Протесты, драки с приставами и строителями, которые приезжают сносить дома, в Терехове не редкость.
Ситуацию комментирует член комиссии Мосгордумы по градостроительству, госсобственности и землепользованию от КПРФ Екатерина Енгалычева.
Екатерина Енгалычева член комиссии Мосгордумы по градостроительству, госсобственности и землепользованию от КПРФ «Безумно дорогая московская земля, где каждая сотка стоит огромных денег. Вместо того чтобы компенсировать по рыночной стоимости и за землю, и за дом, чиновники Москвы пытаются максимально занизить. Изначально ставились препоны по оформлению земельных участков. Часть участков оформлена была в собственность, часть точно таких же участков, так же получаемых по тем же документам, просто люди не могли оформить. Даже если вступаешь в наследство и у тебя, казалось бы, свидетельство о праве на наследство, нотариально оформленное, и на землю, и на дом — а нет, Росреестр отказывает в регистрации. Правда, появились, как все жители говорят, тут же ушлые чиновники, которые за 2-3 млн рублей предлагали оформить. То есть те люди, у которых были такие средства, платили, оформляли, соответственно, хоть что-то получали потом как бы от города. А все остальные же, прежде всего пожилые люди, такими деньгами не располагали, вот с ними решили, по сути, поступить по беспределу. То есть то, что компенсировано по тем некоторым домам, вот с которыми сейчас общаюсь. Десятую часть от рыночной стоимости вот этой земли, этого дома людям по суду компенсируют, деньги кидают на расчетный счет. Причем люди обжалуют это решение, то есть оно как бы не вступает в законную силу, приезжают и сносят дом. Прямо со всеми вещами, с животными, с кошками. Представляете, что происходит?»
Станция метро «Терехово» Большой кольцевой линии строится уже сейчас, ее открытие планируется в 2021 году, а это значит, потом появится и жилье. К этому все идет, говорит директор юридического агентства «Абгарян и партнеры» Акоп Абгарян.
Акоп Абгарян директор юридического агентства «Абгарян и партнеры» «По геологии, которую проводили на данной местности, там возможно получение разрешения на жилую застройку, и в том числе посадочного узла, который там предполагается. То есть это как бы основной лозунг, что сейчас идет речь о посадочном узле. Но в данном случае, думаю, так как территория очень интересная, там река и совершенно нетронутая территория, там будет, однозначно, какое-то жилое строительство. И даже может быть, здесь речь идет об интересах какого-то коммерсанта, руководителя строительной компании. Может быть, это ПИК, может быть, MR Group. Не могу точно сказать кто, но, вероятнее всего, чьи-то интересы эта земля вызвала. Поэтому вся эта ситуация со сносом и с изъятием земельных участков и домов, я в этом больше чем уверен. Потому что земля очень интересная, там совершенно нетронутые участки. Ориентировочно по стоимости, думаю, что от 10 млн рублей там будет стоить, в зависимости, сколько у них соток. Если в районе 10 соток, то это может и от 30 млн стоить, и выше. Потому что это все-таки предел Москвы, интересная территория, там экологически чисто на данный момент. Поэтому я думаю, что там может от 30 млн рублей стоить земельный участок».
На деле жителям предлагали в районе 3 млн рублей за дом, плюс компенсация за землю — у каждого она была разной. Еще год назад столичные власти платили 2 млн рублей за сотку.
В столичном департаменте строительства ранее заявляли, что построят на месте деревни Терехово не торговые центры и высотки, как думают жители, а спорткомплекс и транспортно-пересадочный узел. «Владельцам недвижимости назначают компенсации. Их размер определяется на основании отчета об оценке. Ее проводит независимая оценочная организация. Работа по изъятию участков ведется в судебном порядке», — говорили в департаменте.