Центробанк снизил ключевую ставку шестой раз подряд
Ключевая ставка опустилась еще на 25 базисных пунктов и составила 6% годовых. Замедление инфляции происходит быстрее, чем прогнозировалось, объясняет регулятор и допускает дальнейшее снижение ставки
Читать на полной версииБанк России снизил ключевую ставку шестой раз подряд — на 25 базисных пунктов, до 6%. Как отмечает регулятор, замедление инфляции происходит быстрее, чем прогнозировалось. Инфляционные ожидания населения и ценовые ожидания предприятий, в целом, остаются стабильными.
Центробанк также заявляет, что темпы роста российской экономики увеличились во втором полугодии 2019 года, но при этом сохраняются риски существенного замедления мировой экономики — под влиянием геополитических факторов, усиления волатильности на мировых товарных и финансовых рынках, что может оказать влияние на курсовые и инфляционные ожидания. Дополнительным фактором неопределенности для ближайших кварталов регулятор считает ситуацию с коронавирусом.
Адаптация бюджетной и денежно-кредитной политики после кризиса 2014 года завершена. Можно говорить о стимулирующей бюджетной политике, заявила глава ЦБ Эльвира Набиуллина. Она отметила высокую вероятность снижения ключевой ставки на ближайшем заседании Банка России.
Решение ЦБ Business FM обсудила с главным экономистом Альфа-банка Наталией Орловой.
— Центральный банк и так снизил ставку на 25 базисных пунктов, притом что мы находимся в интервале нейтральной ставки от 6 до 7 процентов, то есть в некотором смысле на уровне равновесной ставки. Чтобы выйти за диапазон равновесной ставки, нужны очень серьезные аргументы. То есть нужно, чтобы у нас происходило какое-то экстраординарное замедление экономического роста. Мы пока такое не наблюдаем, мы, пожалуй, видим ускорение темпов роста экономики. Видимо, нужно, чтобы инфляционных рисков вообще не было на повестке дня.
— На ЦБ уже посыпались обвинения, причем в весьма в резких тонах. Можно привести слова Олега Дерипаски: «Решение Центробанка — это первая подножка правительству Мишустина. Грабеж промышленности. Мина под национальные проекты. И программа борьбы с бедностью». Еще бы во вредительстве обвинил, было бы что-то из 1930-х. Как вы оцениваете, действительно ли все настолько плохо?
— Мне кажется, что Центральный банк всеми силами старается помогать экономике, в том числе и правительству. И один из больших каналов инструментов этой помощи — это создание определенности в экономике. Потому что одна из причин, почему экономика не растет, — это, конечно, никак не уровень процентных ставок, это огромная неопределенность, в которой экономика функционирует. Неопределенность внешних условий, санкционная неопределенность, большая внутренняя неопределенность, потому что изменение правительства, каким бы оно ни было, это всегда фактор неопределенности. Поэтому, мне кажется, что, безусловно, Центральный банк как раз предсказуемо двигает ставку, постепенно, без резких рывков, старается максимально сделать предсказуемым горизонт для экономики.
По прогнозу регулятора, годовая инфляция составит 3,5-4,0% по итогам 2020 года и останется вблизи 4% в дальнейшем, а рост экономики, по оценке ЦБ, будет выше, чем в прошлом году, и составит 1,5-2%. Вряд ли сегодня российская экономика способна на более серьезный рост, считает макроэкономист Владимир Брагин.
— По моим ощущениям, российская экономика сейчас на большее не способна. И причина очень простая. Если мы посмотрим на ситуацию с демографией, а именно на численность и динамику трудоспособности, то она в ближайшее время будет сокращаться. Именно трудоспособное население. И в этих условиях рассчитывать можно только на рост производительности труда в России, это 1-2% — такой же показатель, как и для многих других стран. Поэтому, конечно, 1,5-2,5% с учетом инфраструктурных инвестиций, которые делают из других мест, но это разумные ожидания.
— Что касается дальнейших заседаний Банка России, будет ли дальнейшее снижение ключевой ставки?
— Я думаю, что вполне возможно. Мы в своем прогнозе закладывали не одно снижение ставки в этом году. И ЦБ об этом прямо говорит, что если ситуация с инфляцией будет благоприятствовать этому, то, вполне возможно, ставка будет снижаться. А здесь, естественно, вопрос, как будет сказываться ситуация с коронавирусом, потому что в ЦБ обмолвились одним предложением о том, что это источник неопределенности. Но здесь эта ситуация на инфляцию может повлиять по-разному: она может повлиять через сокращение спроса, через рост издержек. И какой из этих факторов окажется сильнее, пока не понятно, поэтому можно сказать следующее: с одной стороны, ожидания не изменились, но надежность прогнозов в связи с этими событиями сильно снизилась.
В преддверии заседания ЦБ предприниматель Олег Дерипаска указывал на необходимость снижения ключевой ставки «до адекватных глобальному тренду 4,5%, а не на очередные позорные 0,25%». «Если мы не хотим загнать российскую экономику в тупик, ждать нельзя», — заявлял бизнесмен.