«Чиновники и их супруги потенциально под ударом». Лондон начал охоту на необъяснимо богатых иностранцев
Прецедентом стала история Замиры Хаджиевой — ей придется объяснить происхождение денег на роскошную жизнь. Началась ли эпоха «ордеров о необъясненном богатстве»?
Читать на полной версииВ Лондоне началась охота на необъяснимо богатых иностранцев. Стартовым свистком стал прецедент с женой госбанкира из Азербайджана Замиры Хаджиевой. Ей придется объяснить происхождение денег, на которые были приобретены дом в центре британской столицы и поместье с полем для гольфа, — такое решение на этой неделе принял Высокий суд Лондона.
Супруга экс-главы крупного азербайджанского госбанка пыталась оспорить законность так называемого UWO — ордера о необъясненном богатстве, полученного два года назад от Национального агентства по борьбе с преступностью Великобритании (NCA).
Производство в отношении Хаджиевой стало первым случаем применения новой нормы, и суд встал на сторону следствия — азербайджанке придется объяснить происхождение средств, а в противном случае недвижимость будет изъята в пользу государства. Ситуацию комментирует партнер Bryan Cave Leighton Paisner Роман Ходыкин.
Роман Ходыкин партнер Bryan Cave Leighton Paisner «Она идет как так называемый PEP — это politically exposed person, то есть все чиновники и их жены, они PEP. По PEP все комплаенсы более развернуто проходят. Соответственно, первое, что поймали ее, что у нее: а) большие капиталы, б) она PEP и с) она не объяснила происхождение этих средств. Вот и приехали. Соответственно, что будет дальше? Я думаю, что их будет больше, то есть все чиновники, их супруги, близкие родственники потенциально под ударом. Другой вопрос, насколько это бизнесменов, не связанных с властью, коснется».
Хаджиева пыталась оспорить законность ордера, поставив под сомнение свой статус «политически заметной фигуры». Адвокаты настаивали, что следствию необходимо сначала доказать, что ее супруг на посту главы госбанка действительно выполнял государственные функции, а не просто управлял бизнесом.
Однако суд прислушался к аргументам следствия о том, что политическая заметность Хаджиевой очевидна, — и здравый смысл превыше формальности. Значит ли это, что PEP может быть признан любой крупный бизнесмен или топ-менеджер? Отвечает бизнесмен в Великобритании Алексей Шматко.
Алексей Шматко бизнесмен «Для нормальных, честных, порядочных людей это отличный механизм, я всячески поддерживаю этот механизм, пора уже очистить Лондон от грязных средств, которые привозят различные люди, которые нажили их незаконным путем. В Британии все работает достаточно четко и хорошо, то есть на самом деле никакого негатива для человека, который заработал свои деньги, в том числе даже в России или в Украине, заплатил налоги и приехал в Британию, начал их тратить, — никаких проблем не будет».
Куда менее радужную картину рисует политолог Марат Баширов. По его мнению, с помощью новой нормы Лондон будет требовать от иностранных бизнесменов лояльности.
Марат Баширов политолог «Этот закон часто трактуют как якобы направленный против России, но на самом деле он направлен на всех богатых людей Великобритании. Эта история коснется и наших крупных предпринимателей, которым нужно будет объяснять, откуда у них деньги, и вторая там появляется история с подтверждением лояльности, то есть это шикарный инструмент, чтобы заставлять людей, которые живут в Лондоне, особенно тех, которые могут быть выданы в Россию, фактически работать на британскую корону».
Собеседники BBC в NCA назвали первое решение суда по ордеру о необъясненном богатстве важным прецедентом, который поможет в последующих тяжбах. По данным медиакорпорации, до суда вскоре должны дойти еще три аналогичных дела. Имена фигурантов неизвестны, но ранее в NCA обещали выписать ордеры бизнесменам из Африки, Южной Азии, бывшего СССР и России.