В российских аптеках повысились цены на медицинские маски
Происходит это на фоне вспышки коронавирусной инфекции в Китае. Сколько сейчас стоят маски и о чем сообщают поставщики и врачи?
Читать на полной версииНа фоне вспышки китайского коронавируса в российских аптеках подскочили цены на медицинские маски. Владимир Путин предложил отбирать у таких аптек лицензии. Несколько дней назад Business FM пыталась получить комментарий от представителя китайской компании, которая делает оборудование для производства медицинских масок. Она расположена в портовом городе Сямынь. Он довольно далеко от провинции Хубэй, где произошла вспышка коронавируса.
Представитель компании тогда отказался разговаривать с редакцией, а потом сам вышел на связь и написал в мессенджере: «В настоящее время мы нуждаемся в особой помощи — медицинская маска, дезинфицирующая вода, моющие средства для рук». Также недавно Business FM связывалась с российской компанией «Биомедторг» — это поставщик масок. На момент публикации материала дозвониться не удалось. Впрочем, голоса автоответчика более чем достаточно.
«Обратите внимание, что масок и респираторов нет в наличии до конца апреля и заказы по ним не принимаются. Также приносим извинения, но многотысячные заказы по одноразовой одежде для отправки в Китай обеспечить не сможем из-за загрузки производства».
Что касается российских аптек, то там маски стали дефицитным, подорожавшим товаром. Например, были сообщения из Курска, где цены повысились в 35 раз, с 1 рубля до 35 рублей. На совещании президента с правительством вице-премьер Татьяна Голикова рассказала, что в некоторых аптеках рост цен беспрецедентный. Стоили полтора рубля, а теперь 70 и даже 100 рублей.
В Федеральной антимонопольной службе уточнили, что больше всего маски подорожали в Дагестане. Business FM позвонила в махачкалинскую аптеку. Там осталось всего 200 масок, и они действительно подорожали, но всего в полтора-два раза.
— От разных фирм мы сейчас вообще ничего не получаем, потому что масок нет в фирмах. Это то, что у нас было в запасе. Маска идет трехслойная, на резинке — десять рублей стоит одна. Подорожали.
— То есть они стоили где-то в районе?..
— Пяти рублей, пять, некоторые семь, сейчас стоят десять рублей.
В одной из столичных аптек похожая ситуация — масок мало, и цены повысились, но не критично.
— Упаковка с 50 масками — 950 рублей.
— А всего у вас сколько этих упаковок есть?
— Шесть упаковок на данный момент, 19 рублей одна маска выходит. Раньше стоили, например две недели назад, даже по 14.60 за одну штуку. Сейчас по 19. Все, я больше не могу с вами разговаривать, у меня очередь выстроилась.
При этом врачи в один голос говорят, что маски при вспышках вирусных болезней не помогут. Одно дело, когда их используют медики, что они обязаны делать по регламенту, и совсем другое, когда граждане носят их часами, да еще и неправильно надевают. Лучшее средство — обычное мыло, считает кандидат биологических наук Михаил Супотницкий.
Михаил Супотницкий кандидат биологических наук «Когда наш обыватель хватает и надевает маску, причем он ее надевает так, чтобы носом дышать свободно… Видели таких? Это больше похоже на ритуал какой-то, чем на защиту. Когда я вижу, что многие наши сотрудники болеют ОРЗ, я просто прихожу вечером с работы и ноздри промываю мыльной водой. Потому что вирус же сразу не проникает в эпителий, он накапливается в носовых ходах. Если его смыть, ему будет плохо».
Но факт в том, что из-за китайского вируса по поводу масок началась истерия, как и то, что некоторые продавцы решили на этом заработать. Владимир Путин предложил лишать такие аптеки лицензий в назидание другим. Кстати, в Китае уже применяют похожие методы. Например, одну аптеку, которая повысила цены на маски в десять раз, показательно оштрафовали почти на полмиллиона долларов.
Но не надо забывать, что некоторый рост цен в районе 10% тоже оправдан. Компании полностью загружают производство, платят работникам за дополнительные смены. А самое интересное, что в регионах, близких к Китаю, в отличие от Кавказа, цены на маски почти не изменились. Вероятно, местным жителям и бизнесу виднее.