В ежегодном послании Федеральному собранию 15 января президент России поручил обеспечить школьников младших классов бесплатным горячим питанием. После этого даже печальная шутка появилась: мол, глава государства давно хотел обеспечить школьников бесплатным горячим питанием, но ему прежняя конституция мешала. Впрочем, кроме печальных шуток есть еще и печальная правда: в некоторых российских регионах на самом деле нет денег на содержание школ и детских садов.

Как сообщает РБК, Министерство финансов Хакасии подготовило справку, согласно которой в консолидированном бюджете региона на 2020 год (то есть в республиканском и всех муниципальных) зияет дыра в 14 млрд рублей. Всего регион планирует израсходовать в 2020 году 37,7 млрд. То есть, если верить подсчетам республиканского Минфина, Хакасии не хватает примерно 35% всей расходной части.

Из-за хронических долгов республике нечем оплачивать работу школ и детских садов. В 64 муниципальных образованиях из 99 заблокированы лицевые счета бюджетных учреждений на общую сумму 720 млн рублей. «По этой причине не производится оплата счетов за коммунальные услуги, электроэнергию, питание, связь. Под угрозой отключения от электроэнергии социальные объекты, в том числе детские сады, школы. В связи с невозможностью оплаты счетов поставщики отказываются поставлять продукты питания в школы и дошкольные учреждения», — говорится в справке хакасского Минфина.

По данным Росстата за 2018 год, Хакасия по доходам на душу населения занимала 73-е место в России. Там губернатор-коммунист: возможно, часть проблем бюджетного кризиса со вкусом катастрофы можно искать в этом — коммунисты не лучшие мастера эффективно распоряжаться финансовыми потоками.

Но Хакасия такая явно не одна. В России складывается абсурдная ситуация с бюджетом. По разным подсчетам, Москва тратит на коммунальные расходы, реновацию жилья, благоустройство больше, чем вся остальная Россия. Хотя население Москвы, по официальным данным, на 1 января 2020 года оценивалось в 12,7 млн человек, это меньше 10% населения России.

Федеральный бюджет — опять же, по официальным данным — буквально купается в деньгах. По предварительной оценке Минфина РФ, профицит бюджета страны за 2019 год составил 1,8% ВВП, или почти 2 трлн рублей. При этом Россия все хуже и хуже тратит бюджетные деньги. Расходы в 2019 году, по оценке того же Минфина, были исполнены только на 94,2% — худший результат за 12 лет. Неосвоенными остались 1,1 трлн рублей. На школы в Хакасии точно бы хватило.

По конституции Россия — федеративное государство. И пока менять этот статус вроде бы никто не собирается. При этом по бюджетной политике это фактически унитарное государство. Федеральный центр сначала отнимает у регионов почти все деньги, а потом отдает им с барского плеча сколько захочет.

Дополнительные деньги регионам выделяются распоряжениями федерального правительства. То есть, чтобы в школах и детских садах Хакасии были свет и еда, местный Минфин должен попросить денег у федерального. А тот уж как решит.

Идея поднять российскую экономику с колен с помощью массированных госинвестиций, кажется, окончательно овладела умами экономического и политического начальства страны как единственно правильная. Но, может быть, федеральной власти для начала стоит научиться делать так, чтобы в любом российском регионе никогда не было проблемы отсутствия денег хотя бы на школы, детские сады и больницы?

Собственно, обеспечение бесперебойной работы детских садов, школ и больниц, а также минимального набора продуктов питания в самом отдаленном уголке страны — это и есть тот самый минимум миниморум эффективности федеральной власти, по которому можно и нужно оценивать ее дееспособность. Пока же лучше всего получаются нацпроекты «Недоступная медицина», «Недоступное образование» и «Недоступное жилье».

Разговоры про очередные грядущие технологические прорывы, светлое цифровое будущее и высокоточные ракеты с непредсказуемой траекторией полета, которых нет больше ни у кого в мире, — это, конечно, очень важно. Но свет и еда в школах Хакасии, а также бесплатные горячие обеды для младшеклассников по всей России все-таки важнее.