«Моя конюшня с краю». В Мастерской Петра Фоменко поставили «Седьмой подвиг Геракла»
Этот спектакль по запрещенной в СССР пьесе Михаила Рощина — о власти, борьбе с враньем и о том, возможны ли подвиги сегодня
Читать на полной версииВ Мастерской Петра Фоменко поставили «Седьмой подвиг Геракла» — спектакль по пьесе Михаила Рощина. Пьеса несколько десятилетий была запрещена, потом, в конце 1980-х, ее ставил Михаил Ефремов в молодежной студии «Современник-2».
На сцене — огромные металлические параллелепипеды, среди них с десяток фигурок резиновых бычков, красных и белых. После антракта быков в авгиевых конюшнях прибавилось — сцена была буквально завалена надувными фигурками.
В центре повествования — полувоображаемая страна Элида. Она погрязла во лжи. Поэтому главный герой тут не Геракл, который ходит в белом костюме и солнцезащитных очках, а богиня Ата — эпатажная дама в черном, передвигающаяся на ходулях-прыгунах.
Все остальные герои в серых одеяниях с цифрами на груди. У Авгия — номер один. Царь, на первый взгляд, спокойный, рассудительный. Смелая постановка. Хотя сам режиссер, худрук Мастерской Петра Фоменко Евгений Каменькович считает, что особой смелости тут нет.
Евгений Каменькович режиссер, художественный руководитель Мастерской Петра Фоменко «В подтверждение того, что мы, наверное, правильно делали, тут какое-то очередное социологическое исследование, что еще меньше людей стали смотреть телевизор. И поскольку главная героиня нашего спектакля — богиня лжи, наверное, это о чем-то говорит. Эту пьесу мне хотелось ставить всю свою сознательную творческую жизнь. Я ее прочитал почти 50 лет тому назад, тогда об этом речи не было. Потом, когда ее в 1987 году опубликовали, тогда что-то было другое, была куча надежд всяких. А сейчас еще сработало то, что я где-то прочитал, что какой-то умный человек придумал, наконец, у нас национальную идею … в нашем доме приберемся, не где-то там, у чужих людей. И меня настолько поразила простота этой идеи, а поскольку данная часть мифа о Геракле именно об этом, мне показалось, что это аллегория сегодня будет правильная».
В пьесу Рощина Каменькович добавил пролог и эпилог. Их исполняют под гитару. По манере похоже на Высоцкого. Стихи писал кто-то из актеров, кто — загадка. Первое действие мне показалось немного затянутым, второе смотрела на одном дыхании. Играют с крылатыми выражениями, например «моя конюшня с краю», «да Зевс его знает», «если бы да кабы стали вольными рабы».
Театральный критик, блогер под псевдонимом Inner Emigrant обращает внимание на подзаголовок спектакля «старомодная комедия в двух актах».
Inner Emigrant театральный критик, блогер «Этот старомодный стиль режиссуры, который совмещен с квадрокоптерами, гаджетами, на которые ходят люди, с англицизмами, которые вдруг проникли в сегодняшний текст, — это вдруг тоже все стало работать на актуальность материала. Долгое время при Петре Наумовиче Мастерская Фоменко была театром текста, театром интонации, где был важен язык, было важно то, как произносят. И работа в так называемом старомодном стиле, в котором ставит Евгений Борисович, как раз очень подошла этой пьесе, где все иносказательно, все надо искать в каких-то потаенных смыслах. Главный герой в этом спектакле, на мой взгляд, это именно авгиевы конюшни, которые не чистят 100 лет, в которых люди живут и которые в конце опрокидывают на зрителя, показывая ему, что зритель продолжает жить в тех же обстоятельствах, когда крупный рогатый скот, власть и элиту ценят гораздо больше, чем людей».
В следующий раз «Седьмой подвиг Геракла» играют в Мастерской Петра Фоменко 4 февраля. Идеальные места — первый ряд амфитеатра, в первом ряду партера быки в какой-то момент будут ну очень близко к зрителям.