Самооборона, а не убийство. Генпрокуратура обязала СК переквалифицировать дело сестер Хачатурян
«В таком случае дело должны не переквалифицировать, а прекратить», — заявил Business FM адвокат Крестины Хачатурян Алексей Липцер
Читать на полной версииОбновлено в 18:20
Генеральная прокуратура РФ обязала Следственный комитет России переквалифицировать обвинение в деле сестер Хачатурян с убийства на необходимую оборону, сообщил Business FM адвокат Крестины Хачатурян Алексей Липцер.
В конце декабря источники СМИ сообщили, что Генпрокуратура отказалась утвердить обвинительное заключение из-за серьезных нарушений в документе. Тогда же истек срок меры пресечения, о его продлении следствие не ходатайствовало, и с девушек сняли электронные браслеты, отслеживающие перемещение.
Если действия девушек признают необходимой обороной, дело должны не переквалифицировать, а прекратить, уверен Алексей Липцер.
— Постановление было вынесено Генеральной прокуратурой, которая указала, что все действия девушек в этой ситуации попадают под необходимую оборону, то есть не превышение пределов, а именно необходимая оборона. В таком случае дело должны не переквалифицировать, а прекратить. Следственный комитет должен исполнить вынесенное постановление Генеральной прокуратуры, а что конкретно, каким образом они это будут делать, мы пока ждем, не знаем, каким образом они отреагируют на это. Следствие было изначально продлено на один месяц. Насколько я понимаю, Следственный комитет будет продлевать этот срок для проведения следственных действий, необходимых в связи с рекомендациями и указаниями Генеральной прокуратуры. Я думаю, что в течение примерно двух месяцев должно уже что-то быть решено.
— С чем вы связываете такой поворот в деле?
— Для нас это было очевидно еще в начале уголовного дела, что это была необходимая оборона, и это позиция защиты, которая планомерно доносилась до следственного органа. Следственный орган нас не слушал, мы эту позицию в том числе изложили Генеральной прокуратуре. Думаем, что Генеральная прокуратура, разобравшись с материалами дела, также пришла к такому выводу, к которому пришли и мы по ходу предварительного расследования.
СК предъявил трем сестрам обвинение в убийстве, совершенном группой лиц по предварительному сговору (п. «ж» ч. 2 ст. 105 УК РФ). По данным следствия, 27 июля 2018 года, «испытывая острую личную неприязнь к своему отцу», они нанесли ему удары ножом и молотком по голове, шее и груди. Сестер поместили под стражу 2 августа, но в конце сентября изменили меру пресечения на запрет определенных действий по просьбе следствия, которое установило смягчающее обстоятельство — факт избиений и сексуального насилия со стороны погибшего.
В июле 2019 года следствие выделило в отдельное производство материалы в отношении Михаила Хачатуряна. В его действиях следователи усмотрели истязания и сексуальное насилие, что дало надежду адвокатам на смягчение грядущего приговора в связи с тем, что сестры находились в состоянии необходимой обороны.
Дело сестер Хачатурян вызвало широкий общественный резонанс и дискуссии. Одни считали, что сестры заслуживают серьезного наказания, поскольку совершили тяжкое преступление. Другие настаивали на том, что правоохранительная система России наказывает не домашнего тирана, а его жертв. В поддержку сестер прошли марши. Митингующие требовали освобождения девушек и принятия закона о домашнем насилии.
Если Генпрокуратура сомневается в судебной перспективе, то на это есть основания, а если написано «самооборона», то это полная реабилитация, считает председатель коллегии адвокатов «Старинский и партнеры» Владимир Старинский:
— Если формулировка именно «самооборона», то, скорее всего, уголовное дело будет прекращено, потому что, видимо, прокуратура смотрела имеющиеся в уголовном деле доказательства, которые свидетельствуют о том, что не было умысла на совершение убийства. Если в итоге уголовное дело будет прекращено, то будет стоять вопрос полной реабилитации.
— Весь этот процесс долго может продолжаться?
— Как в течение месяца, так и в течение долгого времени — тут все зависит от исполнителя, который будет выносить это процессуальное решение, и от того объема дополнительных следственных действий, которые надо произвести.
СК может возразить Генпрокуратуре, но если он исполнит ее требование, это будет означать прекращение уголовного преследования, говорит президент АНО «Центр правовой помощи и просвещения» Татьяна Сухарева.
Татьяна Сухарева президент АНО «Центр правовой помощи и просвещения» «Если понимать так, как написано в СМИ, Следственный комитет должен исполнить это требование, хотя у него есть право возразить — также и в судебном порядке, написать генеральному прокурору возражение. Но если это требование исполнят, как я понимаю, это прекращение уголовного преследования. Хотя возможен вариант, что им будет предъявлено превышение пределов, они получат по фактически отсиженному, может быть и такой вариант, но это маловероятно. Это один из немногих случаев торжества правосудия и то, что дело рассмотрели, не просто чтобы запихнуть в суд и посадить, а благодаря профессионализму адвокатов, благодаря большой помощи общественности дело рассмотрели объективно и приняли по нему справедливое решение. Удивительно, что именно Генеральная прокуратура настояла на этом, потому что в России сложился обвинительный уклон следствия, и дел, аналогичных делу сестер Хачатурян, когда партнерша, вынужденно защищаясь, приложила сковородкой, ударила ножом, а человек, который причинял ей насилие, умер, как правило, это очень удобные обвиняемые, потому что эти женщины забитые, юридически неграмотные, денег на адвокатов у них нет, такими удобно делать план по особо тяжким преступлениям полиции и закатать их надолго в колонию».
Следственный комитет последовал указаниям Генеральной прокуратуры и 31 января назначил новые психолого-психиатрические экспертизы в отношении сестер Хачатурян, сообщил ТАСС адвокат одной из девушек Алексей Паршин. Провести их предписал еще Юрий Чайка перед уходом из Генпрокуратуры, отметил защитник. Как уточнил агентству адвокат Алексей Липцер, жалобу на возврат уголовного дела подписал следователь и поддержал глава СК Александр Бастрыкин.