Корни проблем Бориса Минца тянутся к истории с так называемым московским кольцом. Если вкратце, четыре банка — «Открытие», «Промсвязь», Бинбанк и МКБ — покупали друг у друга облигации, тратя на это деньги своих пенсионных фондов. А на привлеченные деньги покупали разные интересные активы, например дорогую недвижимость. Активным участником этой схемы и был Борис Минц. А дорогая недвижимость — это как раз его случай. Три из вышеперечисленных банков забрал на санацию ЦБ, один благодаря финансовым влияниям устоял.

Борис Минц какое-то время продолжал жить в России. А потом вместе с семьей сменил теплый московский климат на сырую, дождливую Великобританию. До того как о схеме публично заговорили, репутация у Бориса Иосифовича была хорошая, рассказывает начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий.

Максим Осадчий начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования «До истории с «московским кольцом» репутация господина Минца была если не безупречной, то вполне хорошей. Тем более он ее поддерживал за счет различных культурных мероприятий. Но, несмотря на все усилия, его вскрывшаяся деятельность в рамках «московского кольца», участие в этом схематозе — никакими спонсорскими благими деяниями уже нельзя восстановить его репутацию».

Апофеозом деятельности Бориса Минца в России была продажа облигаций его структуры на полмиллиарда долларов. Бумаги купило «Открытие». Причем произошло это по чудесному совпадению буквально накануне санации банка. На эти деньги компания Минца погасила кредит, который ранее получила от «Открытия». То есть, по сути, забрала себе огромные средства за мусорные бонды. Кстати, сотрудники банка называли между собой эту сделку «безумной». А облигации на полмиллиарда в частных разговорах описали словом «фуфло».

Но тут есть и другая сторона. Когда-то пенсионные деньги можно было свободно инвестировать. У нас в стране в принципе недостаток длинных средств, которыми как раз и являются пенсионные. Потом ЦБ своими действиями прикрыл лавочку. И, возможно, в поступке Бориса Минца есть не только логика вывода денег. Например, в этом можно почувствовать и обиду. Мнение партнера Paragon Advice Group Александра Захарова.

Александр Захаров партнер Paragon Advice Group «Сложно говорить, что может толкать человека на совершение, будем так называть, нерыночных операций, которые носят сугубо субъективный характер эгоистичной направленности для цели сохранения собственной, в общем-то, жизни. Но здесь стоит отметить, что, наверное, это не происходило бы, может быть, в другом раскладе. И то, что, по сути, человек был поставлен перед подобным выбором, — наверное, это не может его, конечно же, оправдывать, но может объяснять его мотивы и модель поведения».

Следственный комитет объявил Минца в международный розыск. В основе уголовного дела о растрате — все та же сделка с облигациями. Экстрадиция бизнесмену вряд ли грозит. Во-первых, он гражданин Евросоюза, как писали СМИ, заблаговременно купил себе и семье мальтийские паспорта. А во-вторых, Великобритания хоть и выходит из ЕС, но России, как и раньше, она, скорее всего, выдавать никого не будет.

А вот с деньгами — совсем другое дело. Права требования на выведенные средства перешли банку «Траст». И сейчас в Лондоне по этому поводу идет процесс. Еще летом английский суд заблокировал активы Бориса Минца и его сыновей на 572 млн долларов. А недавно было решение по другому схожему кейсу. Суд обязал бывших владельцев «Траста» выплатить России почти миллиард в американской валюте. И есть большая вероятность, что и деньги Минца, не сразу, конечно, но вернутся на родину. Сейчас беглые российские банкиры живут не только в других странах, но и в совсем другой реальности.