Как не подхватить дезинформацию о коронавирусе в интернете
Она распространяется в том числе в социальных сетях. В какие распространенные фейки верят, в частности, и в России?
Читать на полной версииПандемии фейков начинаются с безобидных ошибок. На первых порах уханьский коронавирус чуть было не получил прозвище «змеиный грипп», хотя официальная версия остается прежней — вирус имеет животное происхождение, без указания конкретного вида. Но дальше запудривание мозгов идет по нарастающей: начиная с того, что масло душицы якобы оказалось эффективной защитой от заболевания, заканчивая тем, что вирус может прятаться в китайских товарах. Под угрозой заражения дезинформацией — в том числе российские школьники, рассказывает москвичка Ольга.
Самыми популярными среди фейков о коронавирусе можно назвать две теории. Первая касается масштабов его распространения. Buzzfeed и другие издания публикуют подборки постов о том, что в Китае погибли уже сотни тысяч жителей, а китайские власти это скрывают. Даже снимок, на котором экскаваторы разравнивают площадку для нового госпиталя в Ухане, конспирологи объявили подготовкой массового захоронения.
Второй популярный фейк касается якобы существующей вакцины, которую тайно создали американцы. Источником дезинформации стал американский блогер, чье имя мы предпочли не называть, опубликовавший в Twitter ссылку на некий патент, зарегистрированный в 2015 году. Проблемы две. Во-первых, блогер ранее увлекался совершенно безумной конспирологической мегатеорией под названием QAnon, согласно которой Дональд Трамп вместе с Робертом Мюллером пытаются раскрыть заговор каннибалов-педофилов. Во-вторых, это патент на вакцину от птичьего гриппа.
О попытках соцсетей бороться с фейками рассказывает корреспондент индийского телеканала WION Молли Гамбир.
Иногда посмеяться над людьми, которые верят фейкам, можно, но пренебрегать феноменом в целом не следует. Наглядный пример — Индия, где два года назад через WhatsApp начали распространяться сообщения о том, что некие люди убивают коров и воруют детей из местных деревень — в результате чего толпы индусов начали нападать на незнакомых людей на улицах. Индийские власти по всей стране начали кампанию по повышению медиаграмотности населения, а WhatsApp ограничил массовую рассылку чужих сообщений. Но поздновато — суммарное число погибших достигло 46 человек.