Пандемии фейков начинаются с безобидных ошибок. На первых порах уханьский коронавирус чуть было не получил прозвище «змеиный грипп», хотя официальная версия остается прежней — вирус имеет животное происхождение, без указания конкретного вида. Но дальше запудривание мозгов идет по нарастающей: начиная с того, что масло душицы якобы оказалось эффективной защитой от заболевания, заканчивая тем, что вирус может прятаться в китайских товарах. Под угрозой заражения дезинформацией — в том числе российские школьники, рассказывает москвичка Ольга.

«У меня сын учится в четвертом классе, и у них есть общий детский чат в WhatsApp, чат одноклассников. Дети разные стали кидать скриншоты новостной ленты из интернета, ссылки о том, что китайский вирус наступает, что мы все умрем, что он не пощадит никого. Что нельзя есть бананы, потому что они передают вирусы. И еще какую-то полную чушь. Дети все вот это вот обсуждали. Всем было очень страшно. Они обсуждали, куда можно сбежать, чтобы этот вирус их не настиг. Пришли к выводу, что бежать некуда. У меня ребенок очень впечатлился и очень испугался, и мне пришлось проводить с ним беседу общеобразовательную — на предмет того, что такое вирусы, как они распространяются, и насколько опасен этот вирус, и что бананы не могут его передавать. Надеюсь, что мне удалось его успокоить. Но дети в возрасте 10-11 лет это все активно обсуждают, ссылаясь в том числе на федеральные каналы».

Самыми популярными среди фейков о коронавирусе можно назвать две теории. Первая касается масштабов его распространения. Buzzfeed и другие издания публикуют подборки постов о том, что в Китае погибли уже сотни тысяч жителей, а китайские власти это скрывают. Даже снимок, на котором экскаваторы разравнивают площадку для нового госпиталя в Ухане, конспирологи объявили подготовкой массового захоронения.

Второй популярный фейк касается якобы существующей вакцины, которую тайно создали американцы. Источником дезинформации стал американский блогер, чье имя мы предпочли не называть, опубликовавший в Twitter ссылку на некий патент, зарегистрированный в 2015 году. Проблемы две. Во-первых, блогер ранее увлекался совершенно безумной конспирологической мегатеорией под названием QAnon, согласно которой Дональд Трамп вместе с Робертом Мюллером пытаются раскрыть заговор каннибалов-педофилов. Во-вторых, это патент на вакцину от птичьего гриппа.

О попытках соцсетей бороться с фейками рассказывает корреспондент индийского телеканала WION Молли Гамбир.

«Twitter, Facebook и Google всеми силами пытаются остановить распространение ложной информации о коронавирусе. На фоне дезинформационного взрыва фактчекинговые партнеры Facebook начали публиковать заключения по основным фейкам на тему вируса. Публикации, в которых упоминаются опровергнутые утверждения, станут реже попадать в ленты новостей пользователей. Пользователей Twitter, которые ищут информацию по популярным хештегам о вирусе, соцсеть будет направлять на сайты министерств здравоохранения. А YouTube, принадлежащий корпорации Google, также изменил алгоритмы поиска, чтобы обеспечить приоритет более авторитетным источникам».

Иногда посмеяться над людьми, которые верят фейкам, можно, но пренебрегать феноменом в целом не следует. Наглядный пример — Индия, где два года назад через WhatsApp начали распространяться сообщения о том, что некие люди убивают коров и воруют детей из местных деревень — в результате чего толпы индусов начали нападать на незнакомых людей на улицах. Индийские власти по всей стране начали кампанию по повышению медиаграмотности населения, а WhatsApp ограничил массовую рассылку чужих сообщений. Но поздновато — суммарное число погибших достигло 46 человек.