Крупнейшая выставка Сальвадора Дали открылась в Москве. Почему ей прочат звание музейного блокбастера?
В Манеже представлена самая большая из всех экспозиций знаменитого испанца, которые ранее были в России. Кураторы выставки делятся: ретроспективу такого масштаба возможно сделать только раз в десять лет
Читать на полной версииСтилистика новой выставки Сальвадора Дали отчасти напоминает экспозицию работ Кало и Риверы, которая была в Манеже в конце 2018 года. Это неудивительно: организатор тот же — Музей Фаберже, и даже та же подсветка в полумраке — по моему мнению, не всегда удачная. Зато очень яркий свет в зале графики, которую, казалось бы, лучше было бы разглядывать в темноте при направленном на работы свете.
Сальвадора Дали уже показывали в Москве в 2011-м. В Пушкинский тогда привезли 25 картин и 90 листов графики. Очереди к музею были весьма сюрреалистичными: среднее ожидание на улице — а это был конец ноября — составляло четыре часа. Два года назад 150 работ Дали выставляли в Санкт-Петербурге.
Новая выставка в Манеже, которую готовили около двух лет, рекордсмен: тут порядка 200 полотен, в том числе из частных европейских коллекций. Ретроспективу такого масштаба можно сделать только раз в десять лет, продолжает куратор выставки, директор Музеев Дали и Центра изучения наследия Дали Монсе Агер:
— Российские посетители, на самом деле, вторая по величине группа в нашем музее. Мы хотели показать эволюцию творчества Дали: и рисунки, и графические работы, и живопись. Показать, что Дали — это не только про сюрреализм.
— Чем ваша новая экспозиция кардинально отличается от других, кроме количества работ?
— Мы хотели, в первую очередь, показать, какое пристальное внимание Дали уделял технике и композиции. В своей книге «50 секретов магического искусства» он дает советы молодым художникам и раскрывает свои секреты. В первую очередь, мы хотели показать Дали как живописца, но есть и другие грани его личности. Дали — это человек, который во всем стремился к совершенству.
Выставка получилась ретроспективной. Впервые в Москве самые ранние пейзажи Дали в стиле импрессионизма. Есть хиты сюрреалистического и ядерно-мистического периодов. «Постоянство времени» (или «Мягкие часы») не привезли, зато есть знаменитый «Мягкий портрет с жареным беконом», который в России экспонируется впервые. Это полотно всячески обыграли в музейном мерче.
Отдельное внимание уделяют жене Дали, у которой были русские корни. Галу называли и музой, и соратницей, и менеджером художника. На выставке узнаешь про Дали — живописца, писателя, автора рекламных образов, театрального художника и даже мультипликатора. В одном из залов показывают его кинематографические опыты, делится впечатлениями обозреватель отдела культуры «Российской газеты» Жанна Васильева.
Жанна Васильева обозреватель отдела культуры «Российской газеты» «Показывают не только знаменитую картину Бунюэля «Андалузский пес», но и работу, которую он начинал делать после войны вместе с Уолтом Диснеем — мультфильм Destino на мотив мексиканской песни. Он был завершен по просьбе племянника Уолта Диснея уже в XXI веке и даже получил «Оскар». Параллельно рассчитанными на широкого зрителя сюжетами есть его серия, посвященная иллюстрации к «Божественной комедии» Данте. Она занимает отдельный зал, тоже очень интересная работа. Среди поздних работ я, например, обратила внимание на работу, сделанную, когда он был увлечен математической теорией катастроф, пытался ее применить к искусству и изображал, например, «Давида» Микеланджело вверх ногами. Это совершенно неожиданно от Дали — увидеть в нем отклики предыдущих и будущих работ, которые потом появятся в европейском искусстве».
Последний зал оформили в формате лаунж-зоны, что вполне кстати с учетом масштаба выставки: можно отдохнуть в окружении работ современных художников, которые вдохновлялись Дали. Увидеть экспозицию можно будет до 25 марта.