«В Англии не скрыться». Суд Лондона обязал экс-акционеров «Траста» выплатить банку $900 млн
Что это решение означает для этих и других бывших банкиров? «Политические тебя не выдадут, но деньги-то отнимут», — говорит профессор Университета Вестминстера и бывший главный юрист ЮКОСа Дмитрий Гололобов
Читать на полной версииВысокий суд Лондона обязал бывших акционеров «Траста» выплатить банку 900 млн долларов, сообщает РИА Новости. Его экс-владельцы уже давно не живут в России, где против них возбуждены уголовные дела.
«Траст», прежде чем стать госбанком «плохих» долгов, прошел долгий путь — ему в этом году исполнится 25 лет. Банк основан в середине 1990-х, входил в «империю» Михаила Ходорковского. Когда-то в этом банке были и обыски по делу ЮКОСа.
Потом «Траст» выкупил его менеджмент во главе с Ильей Юровым. Банк активно привлекал средства населения, в том числе с помощью рекламы с участием Брюса Уиллиса. В 2014 году стало понятно, что у «Траста» большие проблемы. После этого владельцы благополучно покинули родину.
Банк отдали на санацию «Открытию», потом ЦБ забрал на санацию и «Открытие» тоже. И все эти годы шел долгий суд в Лондоне. Наконец он вынес вердикт: бывшие собственники должны заплатить банку почти 1 млрд долларов. В решении есть слова и «мошенничество», и «финансовая пирамида». Ситуацию комментирует приглашенный профессор Университета Вестминстера и бывший главный юрист ЮКОСа Дмитрий Гололобов.
Дмитрий Гололобов приглашенный профессор Университета Вестминстера и бывший главный юрист ЮКОСа«Ситуация настолько очевидно была описана еще в 2016 году, что она в принципе была достаточно легко предсказуема, потому что Юров говорил суду примерно такие слова: вы знаете, мы все понимаем, но у нас банк катился к банкротству, а мы не хотели, поэтому мы как бы скрывали банкротство и делали то, что делали. Ему судья говорит: вы же понимаете, что это преступление, вот вы сейчас признаетесь. Он говорит: ну все же так делали. А для всех этих, кто сбежал, оно значит то же самое, что и значит, что в Англии не скрыться, нельзя мотивировать, что меня политически преследуют. Политические тебя не выдадут, но деньги-то отнимут».
В 2016 году, о котором говорит Гололобов, английский суд заморозил активы бывших бенефициаров «Траста», а также их жен. Дело в том, что, когда у банка начались проблемы, финансисты активно переводили средства супругам. И выплата этого почти миллиарда касается как бывших владельцев, так и членов их семей.
Они за это время совершили крупные покупки. Например, Наталья Юрова приобрела, как пишут «Ведомости», «фамильный замок Юровых» в графстве Кент — особняк XVI века обошелся в четыре с небольшим миллиона фунтов стерлингов. А заодно квартиры в Лондоне и недвижимость на Кипре. И это не считая счетов в швейцарских банках.
Решение суда — повод задуматься не только бывшим российским банкирам, осевшим в Великобритании, но и тем, кто скрылся в других странах, где действует английское право, замечает партнер Paragon Advice Group Александр Захаров.
Бывшие акционеры «Траста» пытались убедить суд, что никакого миллиарда долларов у них нет, а все их активы не превышают 60 млн долларов. Илья Юров назвал эти деньги «честно заработанными за 20 лет активами». У банка иное мнение, учитывая «дыру» в 114 млрд рублей, а это даже не 1 млрд долларов, а почти 2 млрд.
И возвращаясь к истории «Траста»: его проблемы начались еще при ЮКОСе, сказался кризис 1998 года. Потом было еще два кризиса. Просто в какой-то момент в жизни многих российских банкиров встает вопрос, что делать: честно обанкротиться или вывести деньги и переменить климат. Ответ, как правило, номер два. Но Лондонский суд сейчас во всей красе показал, что он оказался неправильным.