Нужно ли в России понятие педагогической тайны? Позиция учителей и родителей
Пока ввести такое понятие — лишь предложение рабочей группы правительственного координационного совета по проведению Десятилетия детства в России. Где должно быть прописано это понятие и какое наказание может грозить нарушителю, пока неясно
Читать на полной версииВ России появилась инициатива прописать понятие педагогической тайны — сведений, которые учитель не должен разглашать без согласия родителей ученика. Об этом сообщает газета «Известия». Родители школьников выступают за нововведение, учителя — против. У каждой из сторон свои аргументы.
Специалисты рабочей группы правительственного координационного совета апеллируют к международным нормам: в европейской практике есть понятие педагогической тайны. И добавляют: в России родители иногда боятся сообщить учителю диагноз ребенка, потому что не уверены в способности педагога хранить тайну. Однако скрытность родителей может быть опасна: к примеру, учитель физкультуры должен знать особенности физического развития школьника, чтобы правильно скорректировать нагрузку.
Другая ситуация: в семье разлад, смерть, конфликт, нехватка денег или развод. Или ребенка усыновили. Об этом тоже в норме должен знать школьный учитель. Но, как правило, от него такую информацию, по понятным причинам, скрывают.
Введение понятия педагогической тайны даст родителям гарантии неразглашения их секретов, они станут более откровенны, считает председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова.
Лилия Гумерова председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре «Имеются все основания эту идею обсуждать, безусловно, ее нужно прорабатывать, подумать, что это будет — законодательно оформленная идея или, может быть, на первом этапе методические рекомендации. Безусловно, если есть педагогическая тайна, то должна быть ответственность. Другой вопрос, в чем она будет выражаться: административная ответственность, какие-то внутришкольные решения».
Сейчас помимо профессиональной этики педагогов излишнюю откровенность учителей ограничивает Уголовный кодекс (статья «нарушение неприкосновенности частной жизни») и Кодекс об административных правонарушениях (статья «разглашение персональных данных»). Законодательно закреплять очевидную норму поведения и вводить новое наказание — значит нервировать педагогов и давать родителям и администрациям школ дополнительные рычаги для давления, уверен учитель географии лицея «Вторая школа», учитель высшей категории, сопредседатель профсоюза работников образования «Учитель» Леонид Перлов.
Леонид Перлов учитель географии лицея «Вторая школа», учитель высшей категории, сопредседатель профсоюза работников образования «Учитель» «Зачем нужен еще один закон специально для учителей, я не понимаю. Еще один крючок, на который можно будет подцепить учителя, если у начальства возникнет желание с этим учителем как-то расправиться. И так уже учитель обложен со всех сторон запретами. Помните недавнюю историю о том, как родители возмутились, что учительницу увидели в магазине, где она покупала себе белье? Учительницу чуть не выгнали с работы. Это непрерывное дерганье учителей не способствует комфортности их труда. Учителя не звери и не преступники, не безграмотные тупицы, вполне в состоянии разобраться, что они делают».
Неудобства для учителей понятны, но интересы детей должны быть защищены, говорит председатель Национального родительского комитета России Ирина Волынец.
Ирина Волынец председатель Национального родительского комитета России «По умолчанию нормальный педагог должен соблюдать эти этические нормы и удерживать в тайне информацию, к которой получил доступ. Но сейчас разброд и шатание в образовательном стандарте, и, к сожалению, учитель имеет низкую зарплату и давно смещен с того пьедестала почета, на котором он должен быть. И до тех пор, пока учитель будет между трех огней — государства, руководства школы и родителей, он будет дезориентирован. И приходится искусственно дополнительно вводить эти регламенты, в том числе и педагогического тайну. Мы все прекрасно понимаем, что введение любого регламента — это очередной кнут. Но приходится использовать его, чтобы защитить наших детей».
Официальной позиции курирующих образование ведомств о необходимости введения института педагогической тайны пока нет.