Через литовский порт Клайпеда Белоруссия закупит 80 тысяч тонн норвежской нефти для своего НПЗ «Нафтан» в Витебской области, сообщает БелТА со ссылкой на пресс-службу концерна «Белнефтехим». Это количество немногим превышает трехдневный объем перерабатываемой нефти на этом заводе, за год там реализуется около 9 млн тонн.

Норвежская нефть по своим характеристикам сходна с российской Urals и может конкурировать с ней, отмечает Reuters. Запасов месторождения Johan Sverdrup, разработки которого начались только прошлой осенью, тоже достаточно. S&P Global называло его «гигантским», отмечая, что уже к февралю объем добычи на месторождении может достичь 400 тысяч баррелей в сутки.

Впрочем, с учетом доставки в Белоруссию норвежская нефть существенно проигрывает российской, говорит ведущий аналитик Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков.

Игорь Юшков ведущий аналитик Фонда национальной энергобезопасности «Если белорусы хотят закрыть все 18 млн тонн, то норвежскую нефть надо будет прогонять через всю Европу, Средиземное море, Черное море и гнать в Одессу, потому что та схема, которая будет использоваться сейчас, — это запитка только Новополоцкого НПЗ. Здесь вопрос скорее не в поставщике и его ограничениях по объемам, а в маршруте. По деньгам это будет гораздо дороже, это абсолютное повторение истории фактически десятилетней давности, когда белорусы начали закупать венесуэльскую нефть и закупали ее больше года. На это у них ушло на 1 млрд 300 млн долларов больше, чем если бы они покупали в то же самое время просто объемы в России. И примерно такие же показатели будут и с норвежской нефтью. Они будут покупать все по мировым ценам — это около 70-80 долларов на тонну, и примерно выйдет по 10 долларов больше с каждого барреля, это при покупке только, плюс доставка, что тоже даст около 6-8 долларов на баррель сверху. То есть, по сути, будет где-то примерно на 20 долларов дороже, чем российские поставки. Поэтому здесь история абсолютно неэкономическая. Это желание Белоруссии показать возможность диверсифицировать поставки нефти, это можно сделать, но это экономический мазохизм. Я думаю, что эта история сейчас не пройдет, она удалась десять лет назад с венесуэльской нефтью, но сейчас у Москвы гораздо более твердые переговорные позиции. На самом деле, Россия при снижении экспорта нефти из Белоруссии не теряет, а приобретает, потому что те объемы, которые мы поставляли в Белоруссию, не облагались экспортной пошлиной, соответственно, бюджет ничего от них не получал. А теперь, когда эти объемы перенаправлены в другие страны, компании будут платить экспортную пошлину, поэтому бюджет получит солидную сумму сверху.

Александр Лукашенко заявил, что импорт нефти из России планируется снизить до 30-40% от потребностей республики, остальные объемы будут завозиться из Балтики и Украины. На поставки нефти из Казахстана Россия не дает согласие, подчеркнул белорусский президент.

Поставки российской нефти в Белоруссию не осуществляются из-за отсутствия контрактов с российскими нефтяными компаниями. Как ранее заявлял первый вице-премьер Белоруссии Дмитрий Крутой, «в условиях реализации налогового маневра и ежегодного увеличения стоимости нефти для Белоруссии за счет уменьшения таможенной пошлины платить премию российским нефтяным компаниям в том размере, в котором мы договаривались это делать в 2011 году, сегодня не имеет никакого смысла — это просто экономически нецелесообразно».

Получается, что для Белоруссии норвежская нефть будет невыгоднее российской. Решение объясняет президент Научно-исследовательского центра Мизеса из Минска Ярослав Романчук:

— Кремль хочет доказать Александру Лукашенко, что подписание «дорожных карт» и углубление интеграции по его сценарию является самым главным и единственно приемлемым. Поскольку Александр Лукашенко не хочет этого делать по разным своим соображениям, то подключаются инструменты нефтяного и газового убеждения. Да, действительно, на 15%, может быть, даже на 20% поставки дороже, нужно будет переплачивать, но, в конце концов, статус Белоруссии как нефтяного эмирата должен закончиться.

— Но ведь дополнительные расходы могут дестабилизировать социальную сферу, вызвать недовольство. Насколько существенны дополнительные расходы?

— Естественно, в первый период будет ломка. Ломка в белорусском случае связана с нефтью, с необходимостью пересмотра бюджета, выхода на мировые цены и отказа от групповых дотаций. В Белоруссии объем госзакупок 7,5 млрд долларов, и где-то 25-30% — это деньги, которые просто уходят налево, тратятся в виде откатов, освоения и так далее. Улучшение в системе госуправления корпоративного управления с лихвой перекрывает эти выпадающие доходы. Говорить о том, что Белоруссия не сможет сделать экономическую политику и расти без российской нефти, — это концепция старых времен, старое мышление.

Ранее Минск направил коммерческие предложения о покупке нефти на Украину, в Польшу, странам Балтии, в Казахстан и Азербайджан.