Путин внес в Госдуму законопроект о поправках в конституцию
Пакет поправок, в частности, исключает оговорку о двух сроках подряд для президента. Какие еще изменения предполагает законопроект, который депутаты рассмотрят уже на этой неделе?
Читать на полной версииПрезидент Владимир Путин внес законопроект о поправках к Конституции РФ на рассмотрение Государственной думы. Соответствующий документ опубликован на сайте нижней палаты парламента.
Существенные изменения планируется внести в 14 статей основного закона страны. Так, судя по поправкам, кандидат в президенты должен проживать на территории России не менее 25 лет и не иметь двойного гражданства. Документ также предусматривает ограничение общего числа президентских сроков до двух. В новой формулировке исключается слово «подряд», по поводу которого на прошлой неделе возникали вопросы. Также в проекте поправок предлагается наделить Думу правом назначать премьера и других членов кабмина.
Кроме того, статус Госсовета, который сейчас считается лишь совещательным органом при президенте, должен быть определен отдельным федеральным законом. Это будет конституционный орган, который будет рассматривать вопросы внутренней и внешней политики. Президентский законопроект о поправках к конституции предусматривает общероссийское голосование, но не прописывает его детали.
Подробнее о внесенном пакете поправок рассуждает политолог Георгий Бовт:
— На фоне всем известного послания Федеральному собранию есть ли в опубликованном пакете поправок в конституцию что-то новое?
— Там внесено уточнение относительно иностранного подданства и вида на жительство, которые не может иметь президент. Говорится, что он и не должен был иметь их раньше, в том числе не только вид на жительство, но и иной документ. Это может быть долгосрочная виза, например учебная виза, по которой можно проживать постоянно в том или ином государстве. Если бы сейчас Владимир Путин баллотировался на основании этой поправки в президенты, то его нельзя было бы избрать, поскольку он работал в иностранном государстве — Германской Демократической Республике — и постоянно там проживал, наверное, у него был там вид на жительство. Сергей Иванов (специальный представитель президента по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта. — Business FM) не мог бы быть тоже президентом России, потому что он работал за границей — в Швеции, по-моему. В то же время исправлена очень досадная оплошность, которой, может быть, и не было. В принципе, граждане государств, которые присоединены к РФ, не считаются имевшими иностранное гражданство, они имеют такие же права, как и все остальные граждане России. Например, если ЛНР и ДНР не присоединят к российскому государству, то предоставленное гражданство этим жителям самопровозглашенных республик будет лишать их права стать президентами России. Наталья Поклонская (зампред комитета Госдумы по международным делам, депутат от Крыма. — Business FM) может быть, например, а какой-нибудь [Денис] Пушилин (глава ДНР. — Business FM) не может. Надо сказать, что и президент в этом плане стоит особняком, потому что в отношении всех других высших должностных лиц, а также сенаторов и думцев нет такой оговорки, что они не могли иметь раньше вид на жительство или иной документ с правом постоянного проживания, то есть они просто не должны его иметь на момент избрания. То же самое касается глав субъектов.
— Что касается назначения министров Госдумой: это будут президентские кандидатуры, что также внесено в пакет поправок. Будут ли здесь какие-то потрясения, учитывая, что кандидатуру, в том числе премьера, будут предлагать президент, а парламент должен давать добро? Будут ли случаи противостояния вдруг между главой государства и парламентариями?
— Пока все нынешние руководители на местах, я думаю, никакого противостояния не будет. А вот как это будет работать без них, уже совершенно непонятно. Сейчас можно легко представить, что, например, Дума, представляя своих министров, или премьер, представляя министров, перед этим сходили посоветоваться в администрацию президента, там им дали список, они с этим списком, особенно не афишируя его, пришли в Думу и сказали, что они предлагают от себя таких-то людей. В принципе, такой порядок существует и сейчас, и как он поменяется, по сути, не очень понятно, он фактически утверждается тем самым. А как в будущем это будет работать, непонятно. Это зависит от того, какие отношения будут между премьером и президентом и, например, председателем Госсовета.
— В президентских поправках в конституцию также прописаны функции Госсовета. Это будет конституционный орган, который будет рассматривать вопросы внутренней и внешней политики, президент его будет формировать. В чем будут заключаться его функции, не будут ли они пересекаться с Советом безопасности?
— А вот это большая загадка, поскольку ни функции Совета безопасности подробно не прописаны, ни способ формирования его подробно не прописан, ни кто в него входит по должности, ни как он вообще создается: на выборной или только на назначаемой основе.
— Зампред Совбеза Дмитрий Медведев войдет ли в Госсовет или ему достаточно будет одного поста?
— Тоже неизвестно. Там сказано, что статус Госсовета определяется федеральным законом, и все. Будем ждать федерального закона, и тогда все прояснится. Сейчас это такой большой, видимо, жирный кот в мешке.
— Да, много еще неизвестно, в частности по поводу общероссийского голосования. Оно должно быть после утверждения поправок Федеральным собранием, но когда это произойдет?
— Почему? С всероссийским голосованием как раз все понятно. Судя по темпам, которые взяты, наши с вами предположения, сделанные 15 января, о том, что голосование лучше проводить весной, услышано. Я на 99 процентов теперь уверен, что оно пройдет весной. Конечно же, очевидно уже стало, что все эти поправки будут приняты одним пакетом, то есть это единый закон на 30 страницах, и он будет вынесен на голосование. И по поводу него можно будет сказать только «да» или «нет». Там в одном пакете и индексация пенсий, и Госсовет, который будет прописан в федеральном законе. И все эти поправки одним пунктом вносятся на голосование.
О формате всероссийского голосования и о том, почему в нем возникла необходимость, Business FM рассказала глава ЦИК Элла Памфилова.
— Мы пытаемся осознать грядущие возможные изменения к конституции. Поскольку все изменения предлагается выставить единым пакетом на голосование, формат этого голосования не определен. На основании какого закона, как и с каким правовым базисом будет проходить это голосование?
— Я хотела бы разъяснить, что если бы поправки затрагивали базовые конституционные статьи, которые неминуемо предполагают референдум, то надо было бы действительно объявлять референдум. Это довольно сложный процесс, там необходимо Конституционное собрание, которого у нас до сих пор законно нет. Это длительный и сложный процесс. Поскольку поправки, которые представляет президент, не затрагивают базовых статей, нет никакой необходимости, в том числе разного рода плебисцитов, голосования, не говоря уже о референдуме. Сейчас, на данном этапе, вполне законная процедура, когда Федеральное собрание, сначала Государственная дума, конституционным большинством может принять эти поправки, просто может принять. Это все будет законно и легитимно. Но, как я понимаю, президент еще, именно исходя из заинтересованности, чтобы была в большей степени обратная связь с нашим обществом, чтобы все-таки, принимая законным, легитимным совершенно образом те поправки, которые он выдвинул, все-таки желательно, чтобы, по крайней мере, был широкий срез общественного мнения, настроения общества, позиция по этому поводу, чтобы она была бы учтена, власть должна знать о ней. Я так понимаю, что это его добрая воля — провести такой плебисцит всенародный. И тогда, говоря, что это такой ущербный недореферендум, это тогда делает процесс нелегитимным, — это лукавство, поскольку, если бы действительно были такие поправки, которые коренным образом меняют конституцию, какие-то принципиальные вещи вносятся, — тогда референдум. Чтобы его провести, по крайней мере, минимум в любом случае мы бы его в этом году не смогли бы провести никак, потому что там сложные процедуры. Мы тогда были бы обязаны провести обязательно до сентября нынешнего года. Поскольку за год до выборов в Федеральное собрание, то есть в Госдуму, уже проводить никакие референдумы невозможно. Тоже еще одна причина.
— Получается, что этот год — это последний срок?
— Конечно, не просто год, до сентября, то есть за год до следующих выборов в Государственную думу. То есть президент мог вообще не говорить о каком-то народном голосовании, там по-разному можно голосование, плебисцит, это такой широкий опрос, как угодно можете назвать. Далее, если бы это касалось референдума, то это вменено нам в обязанность. А этот формат не предусмотрен сейчас никаким законом, ни 67-м, ни 19-м, формат такого неформального опроса или голосования законом не предусмотрен, и это не вменено в обязанность ЦИКа. Для того чтобы мы могли провести такое всенародное голосование, ну не так жестко, как референдум, необходимо, во-первых, чтобы нам было поручение, то есть мы самовольно не можем это делать. И в этом поручении, это в виде указа, и потом обязательно должен быть проект закона, в котором должны быть определены форматы проведения, возраст, например, принципы проведения голосования и целый ряд, набор требований, который позволил бы нам четко эту маршрутную карту, процедуру голосования провести.
Госдума рассмотрит документ в первом чтении в четверг, 23 января, сообщил первый вице-спикер Госдумы Иван Мельников. В свою очередь, члены рабочей группы по подготовке поправок в конституцию, которые и должны определить формат всенародного голосования, написали открытое письмо. В нем сказано, что Госсовет пусть и «получит самостоятельное значение, но не должен повторять роль Совета Федерации».