Кроме перестановок в Генпрокуратуре, 20 января случилось еще одно важное событие — Владимир Путин внес в Госдуму пакет поправок в конституцию. Тех самых, которые президент анонсировал, выступая с посланием Федеральному собранию.

Владимир Путин внес в Госдуму законопроект об изменении конституции, составленный на основе его послания Федеральному собранию. В Госдуме уже пообещали рассмотреть инициативу главы государства 23 января. Представителями президента в данном случае выступят сопредседатели рабочей группы по внесению поправок в конституцию — сенатор Андрей Клишас, депутат Павел Крашенинников и юрист Талия Хабриева.

В частности, предложения президента включают в себя: совершенствование регулирования отдельных вопросов организации публичной власти, гарантии сохранения МРОТ на уровне величины прожиточного минимума, регулярную индексацию пенсий, назначение премьер-министра и членов кабмина после их утверждения Госдумой, исключение слова «подряд» из положения о сроках президентства, а также вынесение проекта закона о поправках на общероссийское голосование.

Общероссийское голосование по поправкам должно пройти после того, как соответствующий законопроект примут Госдума и Совет Федерации, а также в поддержку изменений выступят не менее двух третей законодательных собраний регионов. Поскольку поправки не касаются основополагающих первой и второй глав конституции, то референдум проводить не потребуется. Какие уточнения появились после выступления Путина с ежегодным посланием Федеральному собранию и какие вопросы остались?

Стало понятно, как выполнят обещание обойтись без правки первой и второй глав конституции, где сказано, в частности, о приоритете международного права над российским, а также о том, что «местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно» и «органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».

Накануне рабочая группа по подготовке поправок обратилась к президенту, в частности, с предложением о «необходимости сохранения правовых позиций, направленных на уважение основных принципов международного права». В законе, внесенном в Думу, Путин уже предвосхитил замечания. Статья 15 из первой главы о примате международного права осталась неизменной.

Поправки вносятся в 79-ю статью. И сформулирована она более мягко, чем прозвучало в президентском послании. Сказано, что не подлежат исполнению «решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации». Проще говоря, договоры мы исполняем, а вот решения и истолкования всяких там Гаагских международных трибуналов — это мы еще посмотрим.

Местное самоуправление в «защищенной главе» также не тронули, а вот в 133-й статье прописали, что оно взаимодействует с органами государственной власти в выполнении пока не прописанных никак «публичных функций и полномочий», а также задач государственной важности. Тут явно потребуется дальнейшее уточнение, а также проверка практикой.

Непонятнее всего с Госсоветом. Про него сказано, что его формирует президент, что он займется обеспечением «согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, определением основных направлений внутренней и внешней политики… и приоритетных направлений социально-экономического развития».

Конкретно статус Госсовета будет определен федеральным законом. Рабочая группа высказала замечания о том, что Госсовет должен «иметь самостоятельное значение» и не повторять роль Совета Федерации, а также о том, что должны быть прописаны его функции и принципы формирования. Логично было бы сделать это уже на уровне поправки в основной закон.

Новый механизм назначения премьера и членов правительства также потребует проверки практикой. Из того, что предлагается сейчас, вовсе не просматривается кардинальная ломка уже сложившейся практики. Из поправки вовсе не следует, что предлагаемые премьером Думе министры не могут быть предварительно согласованы, скажем, на уровне президентской администрации премьером, кандидатуру которого предлагает сугубо президент.

Думе при этом отведена всего неделя на утверждение министров. В случае отставки премьера новый уже не сможет предлагать свою структуру правительства. На конституционном уровне закреплено исключительное право президента назначать всех силовых министров, а также главу МИД.

Судебная власть существенно, на мой взгляд, урезана в независимости. Президент получает право инициировать отстранение судей, в том числе по таким основаниям, как «совершение ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи», то есть, по сути, по недоверию. А предоставляемое право Конституционному суду проверять на соответствие конституции еще не подписанные законы может быть реализовано только по инициативе президента.

В части иностранного гражданства многое прояснилось. Высшими чиновниками, судьями, губернаторами и депутатами не могут стать лица, имеющие не только иностранное гражданство или вид на жительство, но и «иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание… на территории иностранного государства». То есть это может быть учебная или инвестиционная виза, а также работа за рубежом.

Ко всем вышеперечисленным речь об ограничении в настоящем времени, а вот претендент на пост президента не может ничего этого иметь и в прошлом. При буквальной трактовке сам Владимир Путин не смог бы сейчас стать президентом, поскольку работал в ГДР на постоянной основе и там проживал. Зато на граждан вновь присоединенных государств и территорий это не распространяется. То есть Наталья Поклонская, бывший крымский прокурор Украины, может стать президентом, а вот российские граждане из ДНР, ЛНР, Абхазии и Южной Осетии — нет.

Внесенный президентом закон по поправкам в 14 статей конституции, как очевидно, будет вынесен на всенародное голосование одним пунктом. Индексация пенсий и гарантии МРОТ не ниже прожиточного уровня пройдут в одном пакете со всем остальным. Голосование, скорее всего, состоится уже весной. И юбилейный парад Победы 9 Мая действующий президент будет принимать победителем во всех смыслах.