Роман «Петровы в гриппе и вокруг него» несколько лет назад читала, кажется, вся Москва. Это необычная история про обычную семью. Петров — автослесарь, его жена Петрова — библиотекарь, их сын Петров — школьник. Живут как все, пока семья не заболевает: в гриппозном бреду мир оказывается совершенно иным. Возникает образ тяжелобольного города, а то и страны.

У меня 400-страничная книга шла непросто. Новый спектакль — тот редкий случай, когда постановка мне понравилась больше, чем роман. Инсценировку писал сам Кирилл Серебренников, а ее почти вдвое сократил режиссер Антон Федоров. Вот что он рассказал:

— Поначалу было ощущение, что это невозможно поставить. Мы попытались передать впечатления от картинок, которые возникают, когда мы читаем книгу, о таком неосознанном темпе жизни, когда мы проживаем жизнь, не останавливаясь. Это сон наяву.

— По поводу 1980-х и 1990-х, они затрагиваются в книге, и вообще, кажется, что в последнее время в театре мода на освещение последних советских лет — те же «Палачи» у вас были осенью. Это какой-то новый театральный тренд, мы переосмысливаем это время в театре?

— Я его не переосмысливал, мне оно было важнее с точки зрения эмоционального посыла. Этот роман попал в меня, потому что это очень поколенческий текст. Я пытался передать эмоцию, которую испытываю по отношению к этому времени. А время очень тягучее. 1980-е, 1990-е, 2000-е — ты не понимаешь, что изменилось. На самом деле ничего.

Проводником во времени на сцене становится настоящий голубой троллейбус — он фигурирует в книге. Его обтянули коврами, расставили мебель, в центре разместилась большая ванна. В профиль и анфас троллейбус становится то катафалком, в котором Петров едет с друзьями под песню Happy Nation, то библиотекой, где работает Петрова, то гаражом, где трудится Петров, а иногда их квартирой. Сын Петровых раздваивается — его играют близнецы.

В тексте помимо основных сюжетных коллизий оставили злободневный политический юмор, например: «Система выборов давно себя дискредитировала. Надо по-другому. Нужна лотерея. Случайный выбор из граждан. Сделать президентское правление как священный долг защиты родины, чтобы человек со школы знал, что может попасть на президентское кресло».

Вплели и сторонние тексты, появился персонаж Розы Хайруллиной. Она постоянно сопровождает Петрова и почему-то предлагает ему суп, а иногда перевоплощается в других героев.

Не читавшие роман говорят: спектакль грешит ложными финалами. Кому-то показалось, что он немного затянут. Да и сам герой Петрова не понимает, почему про него написали такой большой роман, рассказывает исполнитель главной роли Семен Штейнберг.

Семен Штейнберг актер «Про свое место во вселенной, наверное. Мы часто думаем, что мы центр мира, но может быть так, что на самом деле все иначе, что мы часть плана, который не можем осознать. Недаром у него фамилия Петров. Он олицетворяет общую массу людей, которые живут в России, и совершенно не понимает, почему к нему такое внимание. Что-то все хотят от него, но он просто автослесарь. Вечный путь к осознанию неосознанности. В процессе репетиций у меня было ощущение, что я гриппую до сих пор: находясь с вами, какой-то бред несу».

Совпадение ли, но я к концу спектакля начала чихать. Если решите погрипповать в театре, но билеты заранее не приобрели, сделать это теперь можно нескоро: все раскуплено до марта. Интересно будет сравнить спектакль с фильмом, который снимает Кирилл Серебренников по роману Сальникова. Известно, что он выйдет в этом году. Главных героев там играют Семен Серзин и Чулпан Хаматова. Одну из ролей исполняет певец Иван Дорн.