Алексей Навальный и семеро его соратников выплатят 2,3 млн рублей за привлечение дополнительных сил Росгвардии на летние митинги оппозиции. Такое решение принял Черемушкинский суд, удовлетворив иск прокурора Москвы, поданный в интересах ведомства. Представители ответчиков назвали решение неправосудным. Они считают дело абсурдным и «полностью политическим», а иск — поданным с целью «заткнуть рот оппозиции», которая не была допущена до выборов в Мосгордуму.

Для того чтобы заслушать дело, судье Светлане Чурсиной потребовалось четыре судебных заседания. За это время требования истца уменьшились более чем вдвое — с 4,9 млн до 2,3 млн рублей. Прокуратура утверждала, что оппозиционеры нанесли государству вред, когда 27 июля и 3 августа своими призывами вывели на улицы тысячи людей для участия в неразрешенных шествиях.

В те дни Росгвардии пришлось привлечь «дополнительные силы» для обеспечения правопорядка, а из бюджета было выделено 5 млн рублей сверх установленных лимитов, предусмотренных бюджетом, заявила представитель прокуратуры в суде. По ее словам, Росгвардия понесла дополнительные расходы на оплату труда бойцов, а также на горюче-смазочные материалы.

Однако в процессе разбирательства выяснилось, что некоторые сотрудники взяли выходной, не став брать деньги за сверхурочный выход на службу. «Остальным деньги были выплачены по их рапортам», — сказала представитель истца. Именно так она объяснила уменьшение суммы иска вдвое.

Она утверждала, что вина лидеров оппозиции в организации несанкционированных акций была установлена вступившими в силу решениями судов по делам об административных правонарушениях. Все они были признаны виновными в организации массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, что повлекло нарушение общественного порядка (по ч. 2 ст. 20.2 КоаАП).

Прокурор просила взыскать с Алексея Навального, Владимира Милова, Ильи Яшина, Ивана Жданова, Александра Соловьева и Олега Степанова в солидарном порядке 1 млн 261 тысячу рублей за акцию 27 июля, а с Георгия Албурова и Любови Соболь — 1 млн 107 тысяч рублей за шествие 3 августа. Росгвардия выступила в деле третьим лицом.

Никто из ответчиков в суд не пришел. Их интересы представляли профессиональные адвокаты. Впрочем, Алексей Навальный не делегировал на процесс даже представителя. Юристы ответчиков называли требования «абсурдными», а иск «политизированным», призывая его отклонить. По их мнению, заявитель не доказал, что их доверители причинили вред, да и вообще никакого вреда не было.

Так, представлявший интересы главы Фонда борьбы с коррупцией Ивана Жданова юрист Вячеслав Гимади напомнил, что дополнительные сотрудники полиции привлекаются как на согласованные, так и несогласованные митинги. Ему вторил адвокат Ильи Яшина Вадим Прохоров, заметив, что ответчиков хотят заставить профинансировать обычную деятельность росгвардейцев.

При этом Прохоров намекнул, что глава Росгвардии Виктор Золотов, видимо, «не может забыть» расследование Фонда борьбы с коррупцией о закупках продовольствия для вверенных ему войск по завышенным ценам. «Но здесь деньги пытаются взыскать не за картошку и морковку по завышенным ценам. С ответчиков пытаются взыскать деньги за обычную, нормальную деятельность Росгвардии, которая осуществляется за счет федерального бюджета», — указал адвокат.

Он назвал смешными доводы оппонентов о том, что Илья Жданов был организатором акции оппозиции 27 июля. Прохоров напомнил, что его клиента задержали накануне ночью и в сопровождении сотрудников 2-го полка МВД «катали по Подмосковью», доставив утром в отдел полиции Троицкое. Весь день 27 июля Яшин провел в Троицком горсуде, указал адвокат. «Поэтому он не мог оказывать позитивное или отрицательное воздействие на события того дня», — заметил Прохоров. Вячеслав Гимади добавил, что Ивана Жданова задержали рано утром 27 июля и увезли в полицию.

«Ни в одном из дел об административных правонарушениях не установлено, что ответчики являются причинителями ущерба. Про ущерб там ни слова не говорится, так что тут извините», — привел контраргумент Прохоров.

Он и его коллеги назвали иск «местью» их доверителям за «мирные выступления граждан. «Этот иск абсурдный и полностью политический, поданный с целью заткнуть рот оппозиции, которая не была допущена до выборов», — сказал Вадим Прохоров. При этом он утверждал, что иск был подан ненадлежащим лицом. Он настаивал на том, что заявителем мог выступать прокурор города, но никак не прокуратура города как юрлицо.

В ответ его процессуальный противник парировала, что заявление подписал в то время исполнявший обязанности прокурора Москвы Олег Манаков, а потому нарушений закона не допущено. Отсутствие же лидеров оппозиций на шествиях не может свидетельствовать об их непричастности к их организации, ведь решения судов гласят, что именно они организовали несанкционированные шествия, распространяя в интернете за несколько дней до событий призывы выйти на улицы.

В итоге, пробыв в совещательной комнате 40 минут, судья иск удовлетворила. Решение суда представители ответчиков встретили с олимпийским спокойствием, высказав намерение его обжаловать. «В обычных условиях, если бы это не был заказ федеральных и московских властей на подавление оппозиции, а обычное судебное разбирательство, я думаю, что дело даже не дошло бы до вынесения решения, а было бы возвращено с прекращением производства», — сказал Business FM Вадим Прохоров.

Он отметил, что если за обычную деятельность госорганов станут брать оплату с граждан, то это «станет новым словом, которое не имеет ничего общего с правом и законом, а также антинародным решением». «Я верю, что со временем оно будет отменено, хотя понятно, что для изменения ситуации нужно изменение ситуации в стране. Но то, что абсурдно взыскивать в пользу правоохранительных органов оплату за то, что они и так в принципе должны делать, попутно избивая граждан, то это позор», — заявил представитель Яшина.

Ранее столичные суды уже взыскали с Навального и его соратников в общей сложности почти 7 млн рублей. А 20 и 23 января Симоновский суд столицы продолжит рассмотрение исков столичного МВД к Алексею Навальному и восьми его соратникам. Полиция требует взыскать с них более 10 млн рублей за летние акции протеста.