Грузия должна дать России согласие на привлечение к ответственности заказчика дерзкого убийства следователя. Об этом заявил глава Следственного комитета Александр Бастрыкин в интервью «Российской газете».

Задержанного в Тбилиси хакера Ярослава Сумбаева подозревают в причастности к громкому убийству следователя по особо важным делам подмосковного главка МВД Евгении Шишкиной в 2018 году. Она расследовала дело о мошенничестве с билетами РЖД и S7: от действий хакеров компании понесли многомиллионные убытки.

Всего по уголовному делу о мошенничестве с билетами проходят 29 человек. В декабре прошлого года троих из них осудили на сроки от десяти до 13 лет. По версии следствия, в 2013-2014 годах они рассылали сервисам по продаже электронных билетов письма с вредоносным программным обеспечением, с помощью которого получали доступ к аккаунтам клиентов. По бонусной программе они получали скидку на покупку билетов, оформляли их на подставных лиц — как правило, студентов, а потом сдавали в кассу по полной цене. Всего им удалось обмануть 31 компанию, в числе которых S7 и «Универсальная финансовая система» — партнер РЖД. За два года было сфабриковано более 5 тысяч билетов, а общий ущерб компаний оценили в 17 млн рублей.

Делом занималась следователь по особо важным делам Евгения Шишкина. Ее застрелили 10 октября 2018 года рано утром около ее дома в поселке Архангельское Московской области. Главный подозреваемый — лидер группы хакеров 29-летний Ярослав Сумбаев. Его задержали в Тбилиси через месяц после убийства следователя. Он был в списке Интерпола по подозрению в изготовлении и использовании фальшивых документов.

В конце октября прошлого года Сумбаева экстрадировали в Россию для привлечения к ответственности по статье о мошенничестве. Но чтобы выяснить, причастен ли хакер к убийству Евгении Шишкиной, нужно отдельное разрешение Грузии, говорит председатель правления Московского юридического агентства Алексей Линецкий.

Алексей Линецкий председатель правления Московского юридического агентства «Когда принимается решение об экстрадиции (а в некоторых случаях после решения суда дополнительно решение выносит министр юстиции), в решении указывается, в соответствии с какой статьей Уголовного кодекса России экстрадируемое лицо собираются привлекать к ответственности. В тот момент, когда принималось решение об экстрадиции, ему предъявлялось обвинение по какой-то другой статье. Формально после того, как экстрадиция состоялась, замена статьи должна согласовываться с той страной, которая приняла решение об экстрадиции».

Русская служба BBC в расследовании убийства Шишкиной писала, что Сумбаев считал следователя личным врагом. Она искала его, считая его мозговым центром преступной группировки. Ранее на допросах Сумбаев отрицал причастность к убийству следователя.